Блог

Как растерять полезные привычки: руководство к действию

01.06.2016
как выработать привычку justtralala

Спасибо за фото организаторам Московского Марафона

Моя подруга написала роман. И теперь пишет второй. Она очень занята и у нее маленькие дети, поэтому пишет она урывками — иногда раз в две недели. Я поражаюсь ее стойкости и дисциплине — для меня это путь к провалу. Я тоже пишу роман, почти пять лет — как вы понимаете, безрезультатно. Сейчас взялась закончить первый черновик за 100 дней. Моя минимальная задача на день это появиться перед монитором. Прошел уже 41 день и пока я прогуляла только один раз. Я точно знаю, как не дописать эту историю — пропустить еще денек. И все будет кончено.

Прогул — отличное начало разрушения любой привычки

Я раньше верила, что ответ на вопрос «как выработать привычку» звучит как «практиковать 8, 21, 30 или 100 дней». Теперь я стала взрослая и знаю, что любую, даже самую полезную привычку, легко потерять и после 100 дней практики. Разок прогуляешь по уважительной причине, потом другой. Потом окажется, что уже неделю филонишь. И вроде как неплохо живется. У вас так бывало? У меня — много раз:

  • Я пробежала 10 километров на Московском марафоне в 2014 году, а потом прогуляла следующую тренировку — «заслужила отдых».  Больше я не бегаю…
  • Полгода занималась в зале с тренером трижды в неделю. Потом травмировалась и вынужденно прогуляла пару месяцев. С сентября я была в зале три раза.
  • Да что там далеко ходить — я начала медитировать в апреле и за два месяца намедитировала шесть часов. Потом прогуляла пару дней и теперь боюсь заглядывать в статистику. Кажется, уже две недели не практикую…

И ладно бы, мне не нравилось заниматься всеми этими вещами! Очень нравилось, и они улучшали мою жизнь, здоровье, сон и душевное состояние.

Срыв как инструмент

Срыв — тоже хороший способ избавиться от привычки. Вот так встанешь поутру, посмотришь на себя в зеркало и подумаешь: «тварь я дрожащая или право имею»? А слабый склизкий червяк на месте силы воли скажет — имеешь, имеешь. И все, готово дело, полезная привычка улетучилась.

Моя любимая история на эту тему — беседа с двумя экс-вегетарианцами со стажем 12 и 20 лет. Один «сорвался» так: подумал однажды «какого черта?» и впился зубами в куриную ножку. Вторая путешествовала по Латинской Америке и оказалась перед выбором поужинать куском местной говядины или лечь спать голодной, потому что ничего растительного не было. Она съела кусок мяса, дальше все как в тумане, но по окончании путешествия к старому образу жизни так и не вернулась.

На этом месте я поняла, что ничего вечного не существует… Казалось бы — 12, 20 лет это целая жизнь, полностью устоявшийся уклад, привычки, ставшие второй натурой… Один срыв, и все. У вас так случалось? У меня — да:

  • Как-то 4 месяца ежедневно занималась пилатесом, а потом перестала после едкого замечания подруги, которая не могла похудеть и не радовалась за тех, кто пытался.
  • 99 дней честно воздерживалась от визитов на Фейсбук, а потом зашла «на минутку, чтобы прочувствовать, как мне это все безразлично». Итог можно увидеть в моей инфографике о потерянном на Фейсбуке времени.  Сейчас я снова живу без Фейсбука — уже пять месяцев. На прошлой неделе забежала в соцсеть на минутку и опять была готова погрузиться в ее липкие объятия.

Чем полезнее, тем слабее

Всякая дрянь липнет быстро и не отваливается. Скажем, пить вино, курить по пачке в день и лопать фастфуд очень легко. Или смотреть сериалы по целому сезону за день вместо написания диплома. Или детективы в мягкой обложке читать по пятому разу. Не нужно прилагать никакого усилия — рука сама тянется.

А спорт с правильным питанием и режимом дня, ежедневное планирование и выход из зоны комфорта, не к ночи он будет помянут — это идет туго. И нужно давить, давить маленького безвольного слизняка внутри и не давать ему смыться. А он скользкий и плотный, не давится.

Может, все дело в том, что вредные привычки дают удовлетворение сразу, а страдание в будущем? А полезные  приносят радость в туманной отдаленной перспективе, а боль и насилие над собой — сразу? Скажем, слопать шоколадку сейчас очень вкусно. А весы покажут плюс пять кило когда-нибудь потом. Не слопать торт сейчас грустно и «тварь я дрожащая или право имею». А минус пять кило — тоже когда-нибудь потом.

И как же быть?

Гуру выработки привычек Лео Бабаута уверен: единственный способ укоренять полезные привычки — это практиковать осознанность. Быть настороже. Слышать голосок склизкого безвольного червяка, который подзуживает, и ноет, и делает драму из-за одного прогула. Слышать — и не действовать по его наущению. Просто наблюдать как угасает позыв все бросить к чертовой матери. Выдвигать свои рационализации в ответ на рационализации червяка (или слизняка?). Скажем, он такой: «один разик можно и не побегать, чего такого». А я ему: «ты в прошлый раз уже это говорил, и я на полтора года бегать перестала».

Другой гуру — Рамит Сети уверен: нужно выработать систему и придерживаться ее. Неважно, понос у тебя или судороги, душевные или нравственные страдания. Есть система, следуешь ей.

Я честно перепробовала кучу систем и поняла, что для меня подходит одно — появляться каждый день. Нужно только придумать, как каждый день писать книгу, блог, делать спорт и учиться. Может, перестать спать? Или работать? Звучит как план… 

К чему я это все веду? На самом деле, я уже две недели прогуливаю свое свидание с текстами для проекта Год без Фейсбука. Червяк на месте силы воли ноет и предлагает сделать паузу. Приходится с ним серьезно разговаривать. И писать ему посты в блог. Наверное, у меня грамотный червяк. Надеюсь, он прочтет и отстанет.

А у вас что на месте силы воли? Поставьте 1 в комментариях, если слизняк :). И 2 — если кремень:). 

На ту же тему

  • Мария Скатова 01.06.2016 at 01:34

    Я первая! Ставлю 1 — у меня на месте силы воли червяк, он же слизняк!

  • Саша Буторина 01.06.2016 at 08:47

    У меня та же ерунда с червяком. И точно подмечено: стоит один раз выпасть из ритма и все — прошло два года, и они с червяком жили долго и «счастливо» ))

    • Мария Скатова 01.06.2016 at 14:32

      Нас уже двое! Ура! Если серьезно, то червяк подлый, конечно. Оглянуться не успеваешь, как уже куча времени прошла. А казалось — только один денек и пропущен…

  • Nadia Klimenko 01.06.2016 at 13:34

    Я тоже ставлю 1. У меня такой жирный слизнячок, иногда он умеет притвориться кремнем, чтобы удовлетворить моё тщеславие, но я уже больше ему не верю.
    Вот обидно, что полезную привычку «прогуляешь», и она отваливается, как сухой лист по осени, а вот со вредной привычкой так не получается. Во-первых, она почему-то «не прогуливается», а, во-вторых, она оказывается приросшей, как лишайник на дереве: не отскоблишь!

    • Мария Скатова 01.06.2016 at 14:33

      Вот-вот! Моя версия про моментальное удовлетворение, которое вредные привычки дают. А полезные обычно на отложенный результат направлены… Тяжело:(

  • Marianna Mileiko 01.06.2016 at 13:45

    Ой, я сейчас крамольную вещь скажу. Я вот вообще против любых привычек, которые насильно. Ящетаю, что нужно наторчаться, чтобы точно знать, что больше не лезет.
    У меня даже есть моя личная теорема варенья»: » если долго лежать на диване и жрать хлеб с вареньем, однажды захочется перестать есть варенье, встать с дивана и пойти куда-нибудь, например, в художественную школу») Со мной это работает безотказно вот уже сорок лет.
    Ну, может я такой человек, с усиленным рефлексом свободы, не знаю. Но на меня любое ограничение, особенно «мной меня же» действует разрушительно. Поэтому я, как Муми-мама, все себе разрешаю и ничего не запрещаю.
    К примеру, я ненавижу бегать, и знаю, что никогда не буду, если только не полюблю бегать внезапно. А вот плавать обожаю, и хотя я год не была в бассейне, я знаю, что в любом случае приду туда при первой же возможности (так уже было много раз). Я обожаю мясо, и не стану веганкой никогда (разве что расхочется мяса при переезде в Индию на пмж), а вот сладкое не люблю и не ем. Глобально, я, пожалуй, не понимаю, зачем вырабатывать «полезные привычки», если на самом деле не хочется никаких полезностей?!
    Может, я заблуждаюсь, конечно, или это работает только со мной… Но, мне кажется, бессмысленно себя заставлять в мире, где и так полно насилия над человеком. Или ищи свой приемлемый вариант полезности, где совсем не будет усилия, не надо себя заставлять, и все. Или уж наторчись своей вредностью до отвращения, чтоб из ушей полезло и смотреть на нее не мог больше! Ну, и с похмелья на рассол-то и потянет)

    • Мария Скатова 01.06.2016 at 14:36

      Почему крамольную? Отличная мысль! Я сама не люблю ограничений и всегда против них бунтую. Не делаю того, что мне не нравится, из принципа.

      Но у меня заковыка именно в том, что мне нравилось все то, что потом легко отвалилось. Мне нравилось бежать, и я гордилась собой очень, когда 10 км пробежала — сама, кто молодец, я молодец, и т.п. Мне нравится писать книгу каждый день, но если пропущу пару дней, опять потеряю и темп и запал.

      Мне кажется, в моем случае это от привычки брать все с наскока и от отсутствия навыка к планомерному регулярному труду для получения отложенного результата.

      • Marianna Mileiko 01.06.2016 at 14:48

        Я бы покопалась: что-то тут не то))) Если все упирается в «брать с наскока», значит что-то не то с процессом, он содержит что-то мучительное.
        Ну, процесс писания, он содержит мучительное, и довольно много. Как автор двух книг и одной рукописи (неизданной), я это отлично знаю. Тут меня лично спасали две вещи: дедлайн, прописанный в договоре и штраф за просрочку. А я жадная, как крыса, даже три рубля неустойки — это удавиться. Во-вторых, «китайское качество», в случае затыков я говорила себе:»прикинь, Маня, ты просто пишешь комментик в бложек, а вовсе не серьезную книшку!»; «не ссы, Маня, редактор поправит, есличо»; «сделай, как можешь, не надо идеально, главное наваять сегодня 5000 знаков»)))
        Пафос снижается, ну, и напряг, соответственно, и можно просто писать для удовольствия. И вкусняшку в конце, позитивное подкрепление)
        Прикол по теме. Сын объяснял младшей дочке, что такое Штолле:»Помнишь, это пироги после Эрмитажа»))))

        • Мария Скатова 01.06.2016 at 16:24

          Ой, писательство у всех так по-разному устроено… Моя подруга, скажем, сначала планирует и обдумывает и может две недели ходить и продумывать сцену, проговаривать ее про себя. А потом садится и пишет, и герои ведут себя как надо. Я так совсем не могу — если я планирую, то процесс так мучителен, что дальше первого черновика плана не идет. Если я продумываю сцену, то я ее тоже не пишу — я как будто ее уже «сделала» — продумала же, че ее записывать-то? Поэтому я просто сажусь и пишу. И это не мучение для меня, это легко идет. Иногда есть сопротивление, и если преодолеть первичное нежелание (это около 5 минут), то дальше по накатанной нейронные связи в мозгу срабатывают и все ок. Ни пафоса нет, ни напряга — я пишу без контракта и дедлайна сейчас, плюс штраф меня вообще не пугал никогда — я типа «птица в клетке не поет» и материальная мотивация вообще не щелкает для меня, и никогда не щелкала.

          Брать с наскока это не про мучение для меня, это все родом из детства. Мне всегда легко давалось то, за что я бралась, учеба и хобби всякие. Поэтому я привыкла хвататься за то, что «само прет» и что можно «начать с начала и закончить в один присест». Но не все в жизни можно сделать в один присест. А девочка внутри сопротивляется, топает ногой и говорит — а и в жопу тогда, если за один день нельзя сделать. Я это про себя знаю, давно раскопала и вот дрессирую.

          Для меня нет сомнения, что планомерно, регулярно трудиться над чем-то, долго находиться в процессе ради отложенного результата — это навык. Очень хорошо его усваивают дети, занятые каким-то спортом, например. Тренируются и репетируют они весь год, а выступают и соревнуются всего несколько раз в году. Мне этот навык в детстве не был привит — это объективная данность. Зачем — если ребенок учится сам, учится отлично, умеет себя занять, хлопот не доставляет… Потом пошли упреки, что я «привыкла скакать по верхам» и «что, хочешь чтобы тебе всегда нравилось то, что делаешь, да?» — но было уже поздно. Сейчас меня часто в разных ситуациях догоняет и бьет по голове недостаток этого навыка.

          Навыки для меня — просто сложившиеся нейронные связи. Чем чаще повторяешь, тем прочнее связи. И если навыка долго методично трудиться у меня пока нет, то навык без страха возвращаться к тому, с чего я уже срывалась — уже есть. скажем, бегать я научилась с шестого раза. Пять раз бросала тренировки и только на шестой раз закончила программу. С каждым разом возвращаться было все проще.

          • Anna 02.06.2016 at 11:40

            Может, ты спринтер, а не марафонец?

            Меня всю жизнь ругали за «по верхам», и только сейчас я поняла, что хвататься за все подряд — это не баг, а фича. Когда я заставляю себя делать «одну вещь, но как следует», от этого сильно проигрывает и процесс, и результат.

          • Мария Скатова 03.06.2016 at 19:26

            Мне кажется, это неверная аналогия. Если посмотреть на Усейна Болта, самого быстрого спринтера в мире, станет ясно — он пашет как нанятой, методично, каждый день, систематически. Причем он не просто бегает. Он еще и железо тягает, как и другие спринтеры — у них куда более атлетичное сложение, чем у марафонцев. Спринтеры на самом деле пашут не меньше марафонцев, они просто пашут другое поле, под другие сельскохозяйственные культуры. У них другой тип тренинга, другие цели и задачи. А пахота все та же — ежедневный труд на отдаленный отложенный результат…

          • Marianna Mileiko 03.06.2016 at 15:00

            Я, в общем, знаю, про что ты. (Можно на «ты», да?)
            Это трабл всех одаренных детей, кто не был занят в деятельности, где никак без каменной задницы. И поздно попал туда, где он, такой основного гениальный, в лучшем случае на троечку. И все пашут. Мне чуть поболе свезло, я рисовала, и потолок там меня настиг к 15, при поступлении в супершколу. Тогда я научилась вламывать.
            А потом был технический вуз, где без ежесекундного вламывания не было бы ничего.
            Так вот, мои конкретные привычки и приблуды про мое конкретное писание — они оттуда. От умения — выученного — делать, когда не прет. Под дедлайн, под необходимость. Просто выполнять норму.
            Возможно — и скорее всего — тебе нужны другие. Их и надо искать.
            А про то, что люди, привыкшие к легкости, вот этого вот занудства не выносят — это верно. Но у меня вот такой вот ежедневный долбеж — это точно совсем не экологично, это только сломать себя. Ящетаю, это не годный для меня способ, совсем. Никаких «каждый день по 15 минут», если надо хоть что-то преодолевать.

          • Мария Скатова 03.06.2016 at 19:23

            Конечно, можно на «ты». Я вламывала под дедлайны, много лет. Не люблю, но могу. Но опять же, это была деятельность, когда сегодня вламываешь и сегодня результат — ежедневная газета. Там я научилась писать каждый день в любом состоянии — мне уже пофиг давно на вдохновение и на дедлайн — я могу писать практически в любом состоянии, и довольно быстро и много. Ну то есть я умею делать, когда мне не прет.

            Но вот когда я делаю что-то, что доставляет удовольствие и дает накопительный эффект в отдаленной перспективе, на одной легкости я никуда не могу уехать. Здесь аналогия с бегом лучше это демонстрирует — если готовишься к забегу, нужно следовать плану тренировок. Иначе не добежишь или травмируешься. И вот этой дисциплине научиться мне трудно.

          • oley 03.06.2016 at 23:27

            Разбивай отдалённую перспективу на конкретные шаги и хвали себя за то, что шагаешь их. С тренировками ведь тоже так, нет? У меня в этом году была уникальная возможность посмотреть как тренируются здесь дети-акробаты мирового уровня. Американский подход отличается и от российского и от китайского, но результаты даёт близкие. Так вот, они пашут, да. Но они пашут на драйве, а не потому, что Ирина Винер орёт страшным голосом. Они пашут в зале, потом собираются в воскресенье на пляже и развлекаются акробатикой там. Потом собираются с друзьями и придумывают безумный акробатический номер на ховербордах. Или придумывают «по приколу» трюки, которые им в программе соревнований не пригодятся абсолютно. Можно списать мои впечаления на идеализацию или что-то там ещё, но первая, кто помог мне сформулировать эти ощущения — это мать тренера моих детей, проведшая на сборах в СССР бОльшую часть своего детства. Она сказала «эти дети работают на голом энтузиазме, их тут никто не дрючит, нам этого никто не позволит; я не понимаю, как это работает, но вот он результат».

          • Мария Скатова 04.06.2016 at 02:28

            Мне не нравится, когда мне говорят, что мне делать, если честно.

          • oley 04.06.2016 at 03:32

            ¯_(ツ)_/¯ молчу

          • Marianna Mileiko 05.06.2016 at 01:10

            Как-то туда надо прикрутить вот этот вот «газетный» навык. И вознаграждение — не отсроченное, а как «пироги после Эрмитажа»)))

          • Marianna Mileiko 05.06.2016 at 01:13

            Я, впрочем, тоже не люблю говорить, что кому делать, собенно забесплатно) Это так, попытка дружеского обмена.

        • Anna 02.06.2016 at 11:35

          «Штолле — это пироги после Эрмитажа» — отличная формулировка:)

          • Marianna Mileiko 03.06.2016 at 15:02

            Ага))) Только они закрылись теперь((

  • Olga Zalite 01.06.2016 at 15:22

    «1!» — сказала она, вылезая из-под здорового когда-то зеленого листа, усеянного слизняками, улитками и прочими тварями.

    Маша, прекрасный пост! Я как в зеркало на себя посмотрела)) Сейчас тоже нахожусь в объятиях очередного срыва касательно питания и все никак не могу искоренить «Ну может всего одну мороженку?» Причем здоровое питание, которое я больше года на себе тестировала, вылечили сразу несколько моих болячек. И я невероятно злюсь от того, что понимаю всю goodness и радуюсь ей, когда она есть, но…. Червяк — это Дарт Вейдер моей души T__T

    • Мария Скатова 01.06.2016 at 16:11

      Червяк Вейдер это отлично, спасибо! :):):) Про «еще одну мороженку» очень понимаю. И тут Лео Бабаута уверяет, что на это червяку нужно отвечать что-то вроде «спасибо, но из-за этого я толстый, так что нет». А всякие «Секты» и т.п., что вкусняшке есть место в жизни и не нужно себе отказывать. И вот кому верить?

  • Maria Polozova 01.06.2016 at 16:07

    Ставлю бесконечное количество единиц как человек, у которого из привычек не приживается вообще ничего.

  • Роман Артамонов 01.06.2016 at 17:55

    +1! И самое печальное, что вот эта обманка: делай месяц, два, сто дней… — а дальше заработает само, она обманка и есть. Не фига не заработает. А на ежедневный пожизненный подвиг во имя хорошей привычки как-то червяк не способен…

    • Мария Скатова 01.06.2016 at 18:56

      Ключевой вопрос в том, как сместить фокус таким образом, чтобы вот эти все полезные фигни из чужеродных стали своими и вышли на реальный автопилот…

  • Екатерина Кантовская 01.06.2016 at 17:56

    Читаю плАчу. Конечно, «1» . Что-то нечеловеческое есть в людях-кремнях, как мне кажется.
    Отличный текст и прекрасная пища для размышлений. Я вот все еще в поисках своего инструмента по вырабатыванию привычек. При том заметила, что с разными сферами жизни работают разные инструменты. В спорте спасает график тренировок — сказал Nike + «на пробежку!», значит идем и бегаем, больше 150 км в этом месяце уже за спиной.
    А вот скакала я «это было последнее пирожное» и теперь месяц без сахара. Ага! Как бы не так, шоколадка, зефирка и эскимо как-то умудрились прошмыгнуть в желудок за последние пару дней. Что ж, продолжаю искать свой подход к дисциплине.

    • Мария Скатова 01.06.2016 at 18:57

      Главное, идея о «а может, у тебя иначе устроено и дисциплина просто не для тебя» — так чертовски соблазнительна…

  • Lena Samoletova 01.06.2016 at 23:17

    Я свои хорошие привычки не бросаю, волоку за собой. Но со всеми срывами, перерывами и отступлениями от правил лучше бы бросила. А так живу измученная самодисциплиной и собственным несовершенством.

    • Мария Скатова 03.06.2016 at 19:27

      Сочувствую! Мне знакомо это ощущение собственного несовершенства — очень неприятное и энергоемкое чувство!

  • oley 02.06.2016 at 07:57

    Какая тема актуальная! И очень правильные, на мой взгляд, соображения. Про то, что нужно хорошо понять себя: что для тебя работает, а что бесполезная трата нервов. И искать способы культивировать это в себе. Если интересно, могу накидать примеров, как и что работает у меня. Тоже над этом много и планомерно работаю…

    Да, в ответ на заключительный вопрос: я не верю в силу воли, я верю в целеполагание и самомотивацию. Моя любимая цитата: «People often say that motivation doesn’t last. Well, neither does bathing — that’s why we recommend it daily.»

    • Мария Скатова 03.06.2016 at 19:28

      А я не верю в самомотивацию — сегодня с одной ноги встала, завтра с другой. Если полагаться на эмоции, в «плохие» дни ничего не сделаешь. А если система есть, то пофиг на мотивацию.

      • oley 03.06.2016 at 23:10

        Она долгоиграющая. А поддерживается по мере возможности и по обстоятельствам, иногда притягивается за уши — «whatever works!» Как-то со временем дополнительные «кубики» становится легче находить.

        У меня со спортом та же фигня, что и у тебя: 3 месяца ходила в зал на работе. Потом наш офис переехал и неделю не было занятий. Вернулась в зал я только через 3 месяца, после конкретного такого пинка снаружи. Дальше, памятуя как сложно мне не выпасть из рутины, я очень параноидально старалась этого избежать. Если случался пропуск — подписывала всю семью пойти со мной в выходные позаниматься «взамен». Но это всё очень эфемерно и я думаю, что опасность снова всё бросить очень реальная и никакое осознание бонусов не будет иметь эффекта. С этим знанием вытащила себя в среду на тренировку «железной рукой» (неделю не было классов — тренер уезжал), ласково приговаривая «90% успеха — это просто появиться». Это, наверное, третий или четвёртый такой перерыв за последний год. Я плавно прихожу к осознанию, что а) да, у меня есть тенденция к срывам, и б) я её умею преодолевать. Вот второе, мне кажется, имеет решающую роль в том, чтобы удерживаться на плаву.

        С программированием, моей долгосрочной целью, кстати, то же самое. Я еле-еле волочусь с прохождением курса по алгоритмам, который я начала в конце января и планировала закончить в конце марта. Я злилась со страшной силой на себя, что в марте-апреле скорость прохождения курса составляла 1 недельный курс в месяц. И уже оплакивала себя-утопленника. Сейчас осталось сделать одно задание и теперь я уже точно знаю, что доведу курс до конца и не особо переживаю, что курс занял дольше, чем планировалось. Я думаю, ключом тоже было несколько раз посадить себя за учёбу железной рукой, хотя бы на 5 минут, игнорируя все отговорки в голове. Но это на фоне регулярной самомотивации в глобальном масштабе: «мне это жизненно необходимо!» Это не сработало бы, если бы я пыталась заставлять себя «заниматься по чуть-чуть ежедневно вопреки всему», я бы тупо перегорела нафик.

        Мне нравится, что это всё как-то начинает обретать какую-то осмысленную форму. Не то, чтобы у меня выросла «сила воли» (ну не верю я в неё, хоть убейте!), но появилось осознание, что даже если я где-то в отдельный момент провалюсь, то я смогу себя вытащить обратно. Что у меня хватит драйва, мотивации, чего-то там ещё, чтобы на очень короткий срок проигнорировать дискомфорт и включиться обратно. Вот этого мне очень не хватало и я очень рада этим переменам.

  • Anna 02.06.2016 at 22:17

    Появляться каждый день — хороший принцип.

    *
    Я еще поняла, что некоторые рабочие и творческие вещи веселее делать вдвоем или компанией. Обсуждать идеи, работать параллельно или вместе, ходить на встречи и фестивали — мне любые формы сотрудничества помогают, вплоть до просто молчаливого, но сочувствующего присутствия.

    *
    Вообще я сейчас задумываюсь над тем, действительно ли надо себя заставлять. Вот смотри, медитация у меня никак не встраивается (то есть я все сокрушаюсь и все никак не начну), зато незаметно и прочно встроился принцип замечать красивое, пару раз в день быть в моменте. Это вроде и вошло в привычку, но без всяких усилий, просто понравилось.

    Или вот мне надо раньше ложиться спать. Я себе ставлю всякие галочки и напоминалки (выключить экран в 10 вечера, хаха). А лучше всего срабатывает «просто» зверски устать и проникнуться этим в сущности приятным чувством усталости, чтобы оригинальная мысль «а не отдохнуть ли мне» перевесила благие намерения «дочитать два романа» или «кое-что доделать по работе».

    То есть вместо дисциплинарных настроек и подпорок хотелось бы перейти на такой уровень той самой осознанности, когда не врешь себе и делаешь то, что тебе полезно и/или приятно.

    *
    (В отношении еды мне, видимо, повезло с окружением: у нас и захочешь, а не сможешь купить что-то сильно вредное, а чаще всего и не хочется — не принято, нет рекламы и т.д. Ну и город такой, что за день сжигаешь калории на как минимум один полноценный десерт:))

    • Мария Скатова 03.06.2016 at 19:30

      Самый типичный путь к осознанности как раз идет через медитацию, что характерно:)

  • Виталина Скворцова-Охрицкая 03.06.2016 at 12:54

    Я я вот думаю, где заканчивается дисциплина и начинается негибкость, не способность соглашаться с изменениями в себе? С одной стороны, без усилий, дисциплины ничего не будет, с другой стороны все меняется. Если я жива, я меняюсь и какие-то мои увлечения или страсти теряют силу и больше не откликаются. И отваливаются. Даже самые полезные. Хотя в от, что они неактуальны больше иногда очень не хочется верить. Я лет пять не ела мясо (я и сейчас ем только птицу иногда), но потом я забеременела и родила мальчика и когда начала кормить его грудью я поняла, что раньше я вообще не знала, что такое чувство голода. Я даже не есть хотела, а ЖРАТЬ. Я долго пыталась оставаться на котлетках из чечевицы, но в моей новой реальности вдруг встал выбор: все свободное от ребенка время (а это жалкие несколько часов в день) проводить у плиты, готовя себе и мужу отдельно, или запекать нам курицу в духовке (это вкусно, я признаюсь) и читать, писать,учиться и что там еще мне хочется. Считая ли я вегетарианство полезной привычкой? Да. Подходит ли это мне сейчас? Нет. Считаю ли я, что сорвалась и сломалась? Нет. Я считаю, что я выбрала то, что мне сейчас больше подходит. И это может измениться. А про то, что неважно что с тобой — придерживайся системы, у меня сразу вопрос возникает: это система для меня, или я для системы? 🙂 Я сейчас работаю над тем, как сохранять гуманные отношения с собой при этом дружить с дисциплиной:)

    • Мария Скатова 03.06.2016 at 19:35

      Я понимаю, о чем ты. То, что отваливается по пути за ненадобностью, тащить за собой нет смысла, я с этим совершенно согласна.

      Я немного о других штуках. О тех, которые и нравятся, и нужны, но эффект от них по большей части накопительный и наступает, если долго придерживаться правила 80/20. Это как с приемом лекарства — его нужно по системе принимать, независимо от настроения и желания. Я о том, что с такими вещами мне проще придерживаться системы и не торговаться с собой.

  • Margarita Polyakova 03.06.2016 at 13:14

    ни то, ни другое. проигранное сражение — не проигранная война. с декабря 2014 походы в душ я заканчиваю обливанием холодной водой. у меня не было цели сделать это хобби на всю жизнь. я не расстраивалась, когда по каким-то причинам пропускала. мне было просто интересно, что из этого получится. ну и вероятно мне нравилось. 🙂 были пропуски в день, в неделю, в месяц. я могла забыть (и сейчас, кстати, могу, хотя организм настойчиво требует ледяного душа, и без него утренний поход в ванну — как незавершенный гештальт), могла заболеть, где-то просто было неудобно этим заниматься (например, в питерской гостинице, где напор воды был так себе, это занятие было скорее пыткой, чем удовольствием, ну и фиг бы, подожду до возвращения домой). Данное (не самое приятное для многих) занятие для меня стало чем-то само собой разумеющимся. Как завтрак. Я получаю от него кайф. В период депрессии это было то немногое, что все еще входило в зону комфорта.
    Но когда я начинала, мне было абсолютно все равно, выработается привычка или нет. То есть цели такой в общем-то и не было. И результата никакого не ожидалось. Поэтому все пропуски (даже длиной в месяц) меня никак не беспокоили. Нажал на паузу — нажал на плей. Без вырывания волос из тела и угрызений совести.
    Конечно, мне сейчас очень приятно сообщать, что я вот уже полтора года как… Но в моем реальном мироощущении не было никакого подвига и преодоления себя. Может быть потому и получилось. И да, естественно, это были не полтора года нон-стопом, то есть каждый день. Но если мы говорим о привычках, а не о жизни в казарме, то 100% выполнения совершенно необязательно.
    В общем, мое сугубо личное мнение (и будем считать, что касается оно только меня): переживания по поводу невыполнения ведут к срыву скорее, чем само периодическое невыполнение. Если переживаний нет, а срыв всегда четко происходит из-за невыполнения, то вероятно следует как-то иначе настраивать «программу». То есть если речь идет о достижении какого-то результата, то вероятно мне нужен не такой путь, а другой, даже если данный путь многим подошел/способ работает. Толку от работающей лампочку, если она не вкручивается в ваш патрон, или если замечательный электроприбор регулярно вышибает в вашей квартире пробки? Но это я вывела исключительно для себя.

    • Marianna Mileiko 03.06.2016 at 14:46

      Во! Согласна! Нафига привычка/дело, если каждый раз нужно себя заставить или нельзя без ругани и чувства вины его прогулять?

    • Мария Скатова 03.06.2016 at 19:43

      Рита, я понимаю, о чем ты. На мой взгляд, это о процессе. Вот с процессами такой подход гуманный и экологичный. У меня так с медитацией — я просто возвращаюсь после перерыва, сажусь и продолжаю с того места, где на паузу встало. То есть когда речь идет о journey, not a destination — я полностью соглашаюсь и разделяю такой подход.

      Но когда что-то делаешь на результат (скажем, закончить книгу), то поставить рамки и проще, и удобнее, и для меня — правильнее. У меня есть измеримая (в словах) и достижимая (написать), конечная по времени (100 дней) задача. Я не дисциплинированный человек, я не могу эту задачу выполнять по выходным или под настроение, и уложиться в свои сроки — я уже пять лет так эту книгу писала, не помогло. Я тупо забываю про такие штуки. Поэтому здесь для меня работает только «появляться каждый день».

      Это и для бега верно. Если просто бегать для удовольствия, это одно. Если к забегу готовиться — прогуливать нельзя, это путь к травме.

  • Yana Ovrutskaya 22.06.2016 at 14:14

    у меня — типичный слизняк((( я могу на страницу или больше написать список, подобный твоему — того, что я начинала и вроде бы как бы даже привыкала делать, а потом пропускала и бросала в итоге. с одной стороны, я уже почти смирилась — и понимаю, что, вероятно, благодаря другой стороне этой своей гадкой черты я начинаю периодически что-то совсем новое. например, рисовать начала три года назад внезапно. с другой стороны, конечно, хочется уже наконец-то что-нибудь довести до конца. или приобрести хорошую привычку на всю жизнь. осознанность это ключ, да. главная моя проблема — это излишняя мягкость к себе. это маятник качнулся, вероятно: слишком уж строга была ко мне мама, и я только после тридцати пяти научилась себе разрешать слабость и прощать какие-то промахи. может, слишком хорошо научилась? может, пора вернуть внутреннего «немца»? думаю.

  • Ольга Апухтина 08.01.2018 at 22:49

    я переменчивый слизняк))) у меня крайности.. то срочно чрочно делаю что то — и я кремень… потом мне плохо( за 3 недели минус 10 кг, которые вернулись и друзей привели) то я кремень но не долго и мне плохо морально