Блог

К черту ваш бодипозитив!

28.05.2017

На днях я смотрела режиссерку “Бегущего по лезвию” и думала, что в 1982 году мужчины на экране еще могли просто быть. Встать с утра, принять душ, приехать на съемочную площадку, снять рубашку и поучаствовать в съемках постельной сцены. С невнятной шерсткой на груди, небритыми свалявшимися подмышками, и среднестатистическими бицепсами. У Харрисона Форда была такая возможность – сниматься молодым, сексапильным и …обычным.

Можно и пораньше посмотреть – в 1972 году в эпической битве Чака Норриса и Брюса Ли в “Пути дракона” Норриса выпустили на экран а-ля натюрель, во всей его шерсти. Вот видео их боя, оно длинное. Но для того, чтобы понять, о чем я, достаточно посмотреть первые 46 секунд. После того, как Норрис демонстрирует шерсть на плечах, становится ясно – никому и в голову не пришло его привести в “божеский вид” заранее.

https://www.youtube.com/watch?v=TYHZEu7Y7DU

С актрисами этот номер никогда не проходил. Упаковать женское тело поэффектнее, подкрасить, подмазать, завить, утянуть потуже, побрить и отполировать, задрать грудь повыше – это с женщинами на экране всегда происходило.

Был ли Арнольд Шварценеггер пионером-горой мускулов в кино? Или кто-то раньше него задал эту планку – историки кино знают. Но с тех пор все только хуже и хуже – мужчины стали такими же объектами переделок и улучшений, как и женщины. Если бицепс не рвет рубаху и задницей актер не колет орехи макадамия – какой от него толк? Теперь обычный мужчина без рубашки на экране появляется разве что для комического эффекта.

Я рада в глубине души. Получите, нате. Теперь и для вас задана недостижимая планка. Теперь и вы можете постоянно себя сравнивать с киногероем и всегда проигрывать. Потому что простой смертный, у которого есть работа и семья, не может кормиться по 6-8 раз на дню курогрудью из лоточков, как собака-рекордсмен. Не может думать и заботиться только о своем мясе – питать его, напрягать его, не раскармливать его слишком сильно.

Особенно хорошо это видно по индийскому кино. В прошлом веке оно прекрасно существовало без всяких ваших бицепсов. Звезды были покрыты щенячьим жирком и огромная страна верила, что это у индийцев генетическое. Теперь звезды Болливуда от 20 до 50 попирают свою генетику под руководством западных тренеров и наращивают столько мышечной массы, что она им ходить нормально мешает.

Вот, скажем, чистобох индийского синематографа Ритик Рошан пляшет на пике своей карьеры. С тех пор его плечи становятся только больше, а пресс- тверже. Какие чувства он вызывает у чуваков с объмом бицепса и запястья как у меня, я не знаю.

Нет, Голливуд честно старается. То азиатов на роли берут, то латиноамериканцев, то темнокожих. То, прости господи, рискнут  сборами и боксофисом и сильный женский образ представят. Иной раз идут на такие жертвы, как дать роль Питеру Динклейджу. Меньшинства считают, что этого все равно маловато – я их не виню, они до недавних пор были невидимками.

А я все жду, когда же до обычных людей дело дойдет. Обычных и очень разных. Тощих, средних, толстых, очкастых или там лысых. Не Вин Дизель лысых. Не Скала Дуэйн Джонс лысых. А менеджер самого среднего звена лысых.

Движение с дурацким названием “бодипозитив” вроде за что-то там борется, но по большей части приватизировано феминистками, которые обзывают этим словом упитанную актрису, которой дали роль.  Ура, победа, бодипозитив наступает и шагает по экранам. Еще можно печатать на билбордах фото растяжек после родов и отвисшие старческие ягодицы – тоже бодипозитивненько.

Я очень стараюсь, но до бодипозитивности мне еще жрать и жрать – примерно 15 кило не хватает, чтобы с уверенностью наклеить на себя этот ярлык. Я очень обычная, и нас большинство. Подавляющее невидимое на экране и в медиа большинство. Когда темнокожая актриса получает роль, она выводит из сумрака всех темнокожих женщин. Когда актер с видимыми физическими особенностями получает роль, он делает видимыми всех людей с особенностями. Где она уже – белая женщина под 40, среднего роста, среднего веса, с растяжками на животе, со средней величины жопой? Не кардашьян-жопой, не лопес-жопой – просто жопой?

 

Знаете, к черту весь этот ваш бодипозитив. Это ошибочная по сути своей концепция, в которой природное разнообразие человеческих тел нужно как-то особо назвать. Это полный бред, когда право быть собой в своем теле нужно как-то особо защищать и вообще – говорить о нем отдельно.  Это больной на всю голову мир, остановите его, я сойду.

Я не бодипозитивная – я нормальная. Быть мной – нормально. Быть вами – тоже нормально. Индекс массы тела, количество растяжек, уровень отвисания груди и глубина морщин вообще не важны. Мы живые и постоянно меняемся – это наша суть. Это не операционная система, которую переустановить можно. Это такие детали на заводе сделали. Это “железо” замене не подлежит.

И жизнь, и изменения – вне зоны нашего контроля. Что может быть бесплоднее и мучительнее борьбы с собой и миром за право в открытую быть живым и меняющимся человеческим существом? Придумывать себе ярлыки для себя-сегодняшней? Убеждать себя в красоте того, от чего в зеркале рыдать хочется? К чертовой матери весь этот бодипозитив, если с ним в комплекте идет столько борьбы.

Дальше должен быть вывод и запоминающаяся финальная фраза. Но у меня в голове вертится только слово жопа. Так что – в жопу. Просто в жопу.

На ту же тему

  • Виталина Скворцова-Охрицкая 29.05.2017 at 01:37

    А я знаешь смотрела тут “Чего хотят женщины” с Мелом Гибсоном, и радовалась, реально радовалась, что у него лицо в морщинах и особенно лоб. Простое мужское лицо. Сейчас такое уже нельзя. 16 лет назад можно было.
    Ладно, правильная у тебя концовка) Будем собой просто.

    • Мария Скатова 29.05.2017 at 04:16

      Самое обидное, что Гибсону и сегодня можно. Женщине – нельзя, ни тогда, ни сейчас. Это как в ролике про “последний ебабельный день” – который у актрис-женщин наступает, когда сми решили, что им больше нельзя вдуть. А у мужчин вообще не наступает.

      https://www.youtube.com/watch?v=XPpsI8mWKmg&list=PL1gI2eKjrAW–IJe7gFmk5dt75EGVLzJd&index=1

  • Margarita Polyakova 31.05.2017 at 14:26

    о, мне по этому поводу сильно понравился последний фильм про Бриджит Джонс. Да, она там даже не “толстая”. Нет, я понимаю, актриса утомилась уже отжираться и худеть после. Но она там – обоже! – старая! Со всеми морщинками, показанными крупным планом. С фидбеками в прошлые экранизации, чтобы зритель мог сравнить и убедиться, что ему не кажется.
    вот собственно, чтоб не переписывать заново (и по свежаку что называется):
    http://coffee-and.livejournal.com/990994.html

    • Мария Скатова 01.06.2017 at 04:03

      Знаешь, на этот фильм такие отзывы от всех недовольных, которые не вдули бы отвратительно сморщившейся Зельвегер, что мне прямо хочется взять огнемет. Вот эти люди, которые ей бы не вдули – с чего они взяли, что им кто-то даст? Что их прекрасная личность, тонкая душа и безупречная внешность соблазнят женщину – любую женщину, и в том числе очень знаменитую и обеспеченную – захотеть их в своей постели? Что они сами хороши в любом виде? Или что старость их не коснется?

  • oley 01.06.2017 at 10:26

    Мне вспоминается эта прекрасная фраза про «если женщина к тридцати не станет красавицей, значит она полная дура». Со всеми вытекающими: «мне уже 29.5, я к тридцатнику сойду за умную или всё, можно ползти в дурку?», «ну вот мне и тридцать… чё-то как-то я норматив не выполнила»… Нах, нах, нах… Ни секунды моей жизни этот вопрос не стоит!

    • oley 01.06.2017 at 10:29

      Ах да… а мужики пусть стараются, ибо нефик.

  • Marianna Mileiko 14.06.2017 at 11:51

    Ну, по-моему, ответ-то есть: любое советское кино, его звезды – Чурикова, Басов, Ахеджакова, Леонов…кто угодно, на самом деле! И, к тому же, в довесок будет идти актерская игра, а не таращенье глаз…

    • Мария Скатова 14.06.2017 at 13:24

      Да, только это конечный набор прекрасных историй, которые пересмотрены по много раз уже. И больше у нас так не снимают – эта школа кино совсем потеряна, а Голливуд так и не догнали. Но я беру любое новое кино и меня там нет. А если есть, то в роли второстепенной и/или комической.

  • Xenia Lansner 14.06.2017 at 13:48

    Otlichno napisanno 🙂

  • Kiyashko Aleksandr 14.06.2017 at 14:33

    Удивительно, что Вас это волнует… Пишите просто потрясающе о какой-то ничего не значащей х-рне. Впрочем, имеете полное право. Наслаждался стилем.

    • Мария Скатова 14.06.2017 at 15:10

      Скажите, а о чем я должна писать, как вам кажется? Что для вас было что-то значащей нехерней?

      • Kiyashko Aleksandr 14.06.2017 at 17:15

        О жизни вне рамок и ценностей социума. В настоящий момент – это для меня значащая нехерня. Но вы имеете полное право писать о чем угодно. Я в восторге от Вашего стиля.

        • Мария Скатова 14.06.2017 at 17:29

          Мне кажется, вопросы образа тела – в том числе о рамках, навязываемых социумом. Соответствие навязанному образу – худому, ухоженному – об этом. Бодипозитив – это тоже рамки, только другие – мол, так и быть, разрешаем побыть жирной и порадоваться этому, мы и ярлычок тебе припасли, и так и быть на экране тебя представим. Послать все это в жопу – выйти за рамки и забить на навязанные ценности социума:)

          • Kiyashko Aleksandr 14.06.2017 at 18:13

            Без сомнения, вы правы. Смею лишь заметить, что радикальная оценка -хорошо или плохо – присуща как раз мировоззрению, навязываемому социумом. Критикуя одни рамки, мы лишь формируем другие. Вне социальных рамок в радикальных суждениях, да и суждениях вообще – нет необходимости. С Вами приятно вести диалог. Вы на редкость адекватны.

          • Мария Скатова 15.06.2017 at 04:44

            Как вы верно заметили – это мое право – писать у себя что вздумается и критиковать то, что критикуется.

            Я в таких диалогах обычно сразу посылаю куда подальше. Но просто стало интересно, чем я смогла заинтересовать человека, который выдает в двух строках оценку, обесценивание и разрешение заниматься дальше – потому что форма подачи хороша.

  • Роман Артамонов 15.06.2017 at 03:19

    Единственное, что держит меня хоть в каких-то рамках, не позволяя махнуть рукой на объём и состав еды, количество нахоженных мной шагов, утреннюю разминку и ведро прохладной воды на себя по утрам, не разрешая смиряться с отражением в зеркале – это живые примеры перед глазами, лежащие в данный момент по палатам в моём отделении. Дислипидемики, диабетики, курильщики, после инфарктов и инсультов. Даже несмотря на то, что здесь оно лечится как-то успешнее чем на родине – лучше держать себя в руках, чем держать в них горсть таблеток после выписки. А зеркало – всего лишь визуальная напоминалка, не более.
    ПыСы: не совсем в тему поста написал, но просто мне кажется, потеря соматического здоровья – это оборотная сторона жизни “как хочешь”.

    • Мария Скатова 15.06.2017 at 04:38

      Вот ты знаешь, док, с одной стороны да. А с другой – каждый реально может жить как хочет. Если это осознанный информированный выбор с пониманием рисков – пусть их. Пусть убивают себя как хотят – с выдумкой и огоньком. Пока они меня за компанию не начинают убивать (как курильщики) – их дело. С третьей стороны – лечение как правило тяжелое и дорогое, бремя на бюджет системы здравоохранения. С четвертой – не оказывать медпомощь или заставлять людей с нездоровым образом жизни платить за нее, а зожникам бесплатно – вызывает много этических вопросов.

      • Роман Артамонов 19.06.2017 at 13:35

        Ну что ты! Я до такого не дойду, наверное, чтобы отказывать в лечении на основании пищевого поведения. Хотя, положа руку на сердце, когда работал в общей реанимации бывали мысли: на что мы тратим деньги? Особенно когда ты этого алкоголика в третий раз за год в отделении видишь, с ЖКК, и каждый раз это донорская кровь и дорогие препараты… Но думаешь об одном, а делаешь – как положено.
        А вообще я первый комментарий написал просто чтобы самому себе напомнить, почему не хочется “махнуть на здоровье рукой”. 🙂

  • Элиза Лидановская 02.08.2017 at 16:18

    В первый раз слышу, чтобы бодипозитив был о том, чтобы быть “толстой”, а не “нормальной”. Точнее, далеко не в первый, но до сих пор не могу понять, почему у людей складывается такая точка зрения.

    • Мария Скатова 03.08.2017 at 01:51

      Я так слышу что бодипозитив о том, чтобы быть нормальной – любой. Тонкой, толстой, одногогой, старой, молодой, черной, лысой и так далее. Мной, вами, ими быть нормально, естественно и не нуждается в переделках. Это бодипозитив как он задуман, и это прекрасно.

      Но по факту бодипозитивные инстаграмы – профили женщин разной степени (сильной) упитанности, с армиями фэт-шеймеров, растущими пропорционально весу автора профиля. Чем больше бодипозитивистка, тем больше фэт-шеймеров к ней приходит.

      Если начинают приводит примеры “бодипозитивных” фотографов, то приводят обычно серии фото очень толстых, или очень старых, или очень шрамированных/травмированных – и отсюда остается стойкое ощущение, что бодипозитив это все об “очень”. А я не очень, я средняя – мне еще жрать, стареть, терять конечности.

      Если говорят о бодипозитивной актрисе – то это обычно актриса очень полная, и вот ей дали роль, победа бодипозитива. А когда Мэгги Джиленхолл 37-летняя и выглядящая адекватно своему возрасту попала под щитсторм как слишком старая, никто не вспомнил бодипозитив даже. Да, эйджизм, да угнетение. Когда Рене Зелвегер в последней “Бриджит Джонс” появилась, тоже был щитсторм – толстая, старая, как такой можно вдуть, да еще вдвоем, что за бред. Бодипозитивом не пахло.

      Хотя с точки зрения бодипозитива они обе – нормальные. Иметь секс в возрасте хорошо за 40 – нормально. Показывать таких женщин в кино – нормально и бодипозитивно. Но до “официального” бодипозитива им еще жрать и жрать, как мне. Понимаете, о чем я? Вот такой дивный избирательный бодипозитив я не хочу принимать как свою жизненную философию. Потому что он тихо и незаметно денормализует совершенно нормальную меня, сосредотачиваясь исключительно на экстремальных вариантах.

      • Элиза Лидановская 10.08.2017 at 12:54

        В таком поп-бодипозитиве действительно мало хорошего. К сожалению, когда идея становится массовой, она очень упрощается, оттуда и столько популярности у подобных инстаграмов и в принципе их количество. Если бы считалась красивой и желательной полнота, было бы наоборот, но не лучше.
        Жаль, что “дивный новый бодипозитив” так часто мелькает в медиапространстве, однако, к счастью, мир все-таки меняется в лучшую сторону, как отмечено в этой статье, https://daily.afisha.ru/cinema/2969-kak-bridzhit-dzhons-povliyala-na-devushek-v-komediyah/ которую я нашла, пока писала ответ.

        • Мария Скатова 11.08.2017 at 02:08

          Если честно, то для меня быть (очень) полной – приемлемо. Это не мое дело, сколько весят другие люди и насколько они (не)здоровы из-за своего веса. Обратная сторона поп-бодипозитива вся раскрашена в “но как же здоровье”. Хотя другие люди никому не обязаны быть здоровыми, не должны соответствовать чьим-то нормам и преставлениям о здоровье и весе.

          Допускать, чтобы люди были “нормальными”, но отказывать им в праве быть очень толстыми, по мне, двойной стандарт.

          В идеальном мире розовых единорогов и радуг, как я себе его представляю, каждого заботит его собственный зад и здоровье, и все оставляют другим пространство для маневра, право выбора и свободу решать, что делать со своим телом. Феминистский лозунг старых времен “мое тело – мое дело”, он же работает и в сторону веса, диеты, здоровья.

  • Olga Borovskikh 17.08.2017 at 00:02

    Только сегодня читала большой пост Светланы Бронниковой про бодипозитив https://intueat.ru/journal/zakat-plastmassovoj-krasoty/
    Я вот что думаю (меня не спрашивали, но я скажу)) по этому поводу. Для меня это как говорить, что феминизм – херня, потому что радикальные лесбиянки-мужененавистницы (и еще бог знает какие активистки) – это и есть феминизм, и что он не нужен. А по факту, мы (женщины) в своей современной жизни многим обязаны именно ему.
    Так и тут. Мне не очень нравится название этого движения. Но тот факт, что нам постоянно промывают мозги о том, как мы должны выглядеть (вне зависимости от размера) – неоспорим. То, что большинство людей не чувствуют себя комфортно в своем теле из-за этого – тоже факт.
    И для меня бодипозитив – это именно об этом. О том, чтобы чувствовать себя в своем теле хорошо вне зависисмости от того, какой образ красивой меня пытается навязать мне общество.
    Меня тоже немного раздражает, что это чаще всего косит только в один бок – про женщин, якобы плас сайз и их троллей-фет шеймеров. Но как писали выше, мне кажется тоже, это результат популяризации и упрощения.

    И кстати, люблю фильмы Вуди Аллена и Француа Озона, там часто можно увидеть нормальных таких “человеческих людей”))

    • Мария Скатова 18.08.2017 at 03:34

      Я полностью согласна с Бронниковой, по каждому пункту. Меня бесит скорее тот факт, что “просто быть” и “мной быть нормально” должно стать каким-то движением, иметь отдельное название – потому что сам факт бытия нормальной и в ладу с собой и миром уже так запнут в угол, что нуждается в защите. Т.е. меня сердит сам факт наличия такого движения – потому что он значит, что мир окончательно сдвинулся крышей и люди потеряли связь с собой…

      Да, это произошло из-за того, что нам постоянно промывают мозги из-за внешнего вида и “стандартов”. И это меня злит невыносимо всю мою жизнь, потому что я всю жизнь не вписываюсь ни в один стандарт и всегда была недостаточно хороша. И теперь я недостаточно хороша для поп-бодипозитива тоже. Типа “доешься до центнера, тогда приходи”.