
photo credit: Tom Simpson Harrison Ford as Rick Deckard in Blade Runner (1982) via photopin (license)
На днях я смотрела режиссерку “Бегущего по лезвию” и думала, что в 1982 году мужчины на экране еще могли просто быть. Встать с утра, принять душ, приехать на съемочную площадку, снять рубашку и поучаствовать в съемках постельной сцены. С невнятной шерсткой на груди, небритыми свалявшимися подмышками, и среднестатистическими бицепсами. У Харрисона Форда была такая возможность – сниматься молодым, сексапильным и …обычным.
Можно и пораньше посмотреть – в 1972 году в эпической битве Чака Норриса и Брюса Ли в “Пути дракона” Норриса выпустили на экран а-ля натюрель, во всей его шерсти. Вот видео их боя, оно длинное. Но для того, чтобы понять, о чем я, достаточно посмотреть первые 46 секунд. После того, как Норрис демонстрирует шерсть на плечах, становится ясно – никому и в голову не пришло его привести в “божеский вид” заранее.
https://www.youtube.com/watch?v=TYHZEu7Y7DU
С актрисами этот номер никогда не проходил. Упаковать женское тело поэффектнее, подкрасить, подмазать, завить, утянуть потуже, побрить и отполировать, задрать грудь повыше – это с женщинами на экране всегда происходило.
Был ли Арнольд Шварценеггер пионером-горой мускулов в кино? Или кто-то раньше него задал эту планку – историки кино знают. Но с тех пор все только хуже и хуже – мужчины стали такими же объектами переделок и улучшений, как и женщины. Если бицепс не рвет рубаху и задницей актер не колет орехи макадамия – какой от него толк? Теперь обычный мужчина без рубашки на экране появляется разве что для комического эффекта.
Я рада в глубине души. Получите, нате. Теперь и для вас задана недостижимая планка. Теперь и вы можете постоянно себя сравнивать с киногероем и всегда проигрывать. Потому что простой смертный, у которого есть работа и семья, не может кормиться по 6-8 раз на дню курогрудью из лоточков, как собака-рекордсмен. Не может думать и заботиться только о своем мясе – питать его, напрягать его, не раскармливать его слишком сильно.
Особенно хорошо это видно по индийскому кино. В прошлом веке оно прекрасно существовало без всяких ваших бицепсов. Звезды были покрыты щенячьим жирком и огромная страна верила, что это у индийцев генетическое. Теперь звезды Болливуда от 20 до 50 попирают свою генетику под руководством западных тренеров и наращивают столько мышечной массы, что она им ходить нормально мешает.
Вот, скажем, чистобох индийского синематографа Ритик Рошан пляшет на пике своей карьеры. С тех пор его плечи становятся только больше, а пресс- тверже. Какие чувства он вызывает у чуваков с объмом бицепса и запястья как у меня, я не знаю.
Нет, Голливуд честно старается. То азиатов на роли берут, то латиноамериканцев, то темнокожих. То, прости господи, рискнут сборами и боксофисом и сильный женский образ представят. Иной раз идут на такие жертвы, как дать роль Питеру Динклейджу. Меньшинства считают, что этого все равно маловато – я их не виню, они до недавних пор были невидимками.
А я все жду, когда же до обычных людей дело дойдет. Обычных и очень разных. Тощих, средних, толстых, очкастых или там лысых. Не Вин Дизель лысых. Не Скала Дуэйн Джонс лысых. А менеджер самого среднего звена лысых.
Движение с дурацким названием “бодипозитив” вроде за что-то там борется, но по большей части приватизировано феминистками, которые обзывают этим словом упитанную актрису, которой дали роль. Ура, победа, бодипозитив наступает и шагает по экранам. Еще можно печатать на билбордах фото растяжек после родов и отвисшие старческие ягодицы – тоже бодипозитивненько.
Я очень стараюсь, но до бодипозитивности мне еще жрать и жрать – примерно 15 кило не хватает, чтобы с уверенностью наклеить на себя этот ярлык. Я очень обычная, и нас большинство. Подавляющее невидимое на экране и в медиа большинство. Когда темнокожая актриса получает роль, она выводит из сумрака всех темнокожих женщин. Когда актер с видимыми физическими особенностями получает роль, он делает видимыми всех людей с особенностями. Где она уже – белая женщина под 40, среднего роста, среднего веса, с растяжками на животе, со средней величины жопой? Не кардашьян-жопой, не лопес-жопой – просто жопой?
Знаете, к черту весь этот ваш бодипозитив. Это ошибочная по сути своей концепция, в которой природное разнообразие человеческих тел нужно как-то особо назвать. Это полный бред, когда право быть собой в своем теле нужно как-то особо защищать и вообще – говорить о нем отдельно. Это больной на всю голову мир, остановите его, я сойду.
Я не бодипозитивная – я нормальная. Быть мной – нормально. Быть вами – тоже нормально. Индекс массы тела, количество растяжек, уровень отвисания груди и глубина морщин вообще не важны. Мы живые и постоянно меняемся – это наша суть. Это не операционная система, которую переустановить можно. Это такие детали на заводе сделали. Это “железо” замене не подлежит.
И жизнь, и изменения – вне зоны нашего контроля. Что может быть бесплоднее и мучительнее борьбы с собой и миром за право в открытую быть живым и меняющимся человеческим существом? Придумывать себе ярлыки для себя-сегодняшней? Убеждать себя в красоте того, от чего в зеркале рыдать хочется? К чертовой матери весь этот бодипозитив, если с ним в комплекте идет столько борьбы.
Дальше должен быть вывод и запоминающаяся финальная фраза. Но у меня в голове вертится только слово жопа. Так что – в жопу. Просто в жопу.
А я знаешь смотрела тут “Чего хотят женщины” с Мелом Гибсоном, и радовалась, реально радовалась, что у него лицо в морщинах и особенно лоб. Простое мужское лицо. Сейчас такое уже нельзя. 16 лет назад можно было.
Ладно, правильная у тебя концовка) Будем собой просто.
Самое обидное, что Гибсону и сегодня можно. Женщине – нельзя, ни тогда, ни сейчас. Это как в ролике про “последний ебабельный день” – который у актрис-женщин наступает, когда сми решили, что им больше нельзя вдуть. А у мужчин вообще не наступает.
https://www.youtube.com/watch?v=XPpsI8mWKmg&list=PL1gI2eKjrAW–IJe7gFmk5dt75EGVLzJd&index=1
о, мне по этому поводу сильно понравился последний фильм про Бриджит Джонс. Да, она там даже не “толстая”. Нет, я понимаю, актриса утомилась уже отжираться и худеть после. Но она там – обоже! – старая! Со всеми морщинками, показанными крупным планом. С фидбеками в прошлые экранизации, чтобы зритель мог сравнить и убедиться, что ему не кажется.
вот собственно, чтоб не переписывать заново (и по свежаку что называется):
http://coffee-and.livejournal.com/990994.html
Знаешь, на этот фильм такие отзывы от всех недовольных, которые не вдули бы отвратительно сморщившейся Зельвегер, что мне прямо хочется взять огнемет. Вот эти люди, которые ей бы не вдули – с чего они взяли, что им кто-то даст? Что их прекрасная личность, тонкая душа и безупречная внешность соблазнят женщину – любую женщину, и в том числе очень знаменитую и обеспеченную – захотеть их в своей постели? Что они сами хороши в любом виде? Или что старость их не коснется?
Мне вспоминается эта прекрасная фраза про «если женщина к тридцати не станет красавицей, значит она полная дура». Со всеми вытекающими: «мне уже 29.5, я к тридцатнику сойду за умную или всё, можно ползти в дурку?», «ну вот мне и тридцать… чё-то как-то я норматив не выполнила»… Нах, нах, нах… Ни секунды моей жизни этот вопрос не стоит!
Ах да… а мужики пусть стараются, ибо нефик.
Ну, по-моему, ответ-то есть: любое советское кино, его звезды – Чурикова, Басов, Ахеджакова, Леонов…кто угодно, на самом деле! И, к тому же, в довесок будет идти актерская игра, а не таращенье глаз…
Да, только это конечный набор прекрасных историй, которые пересмотрены по много раз уже. И больше у нас так не снимают – эта школа кино совсем потеряна, а Голливуд так и не догнали. Но я беру любое новое кино и меня там нет. А если есть, то в роли второстепенной и/или комической.
Otlichno napisanno 🙂
Удивительно, что Вас это волнует… Пишите просто потрясающе о какой-то ничего не значащей х-рне. Впрочем, имеете полное право. Наслаждался стилем.
Скажите, а о чем я должна писать, как вам кажется? Что для вас было что-то значащей нехерней?
О жизни вне рамок и ценностей социума. В настоящий момент – это для меня значащая нехерня. Но вы имеете полное право писать о чем угодно. Я в восторге от Вашего стиля.
Мне кажется, вопросы образа тела – в том числе о рамках, навязываемых социумом. Соответствие навязанному образу – худому, ухоженному – об этом. Бодипозитив – это тоже рамки, только другие – мол, так и быть, разрешаем побыть жирной и порадоваться этому, мы и ярлычок тебе припасли, и так и быть на экране тебя представим. Послать все это в жопу – выйти за рамки и забить на навязанные ценности социума:)
Без сомнения, вы правы. Смею лишь заметить, что радикальная оценка -хорошо или плохо – присуща как раз мировоззрению, навязываемому социумом. Критикуя одни рамки, мы лишь формируем другие. Вне социальных рамок в радикальных суждениях, да и суждениях вообще – нет необходимости. С Вами приятно вести диалог. Вы на редкость адекватны.
Как вы верно заметили – это мое право – писать у себя что вздумается и критиковать то, что критикуется.
Я в таких диалогах обычно сразу посылаю куда подальше. Но просто стало интересно, чем я смогла заинтересовать человека, который выдает в двух строках оценку, обесценивание и разрешение заниматься дальше – потому что форма подачи хороша.
Единственное, что держит меня хоть в каких-то рамках, не позволяя махнуть рукой на объём и состав еды, количество нахоженных мной шагов, утреннюю разминку и ведро прохладной воды на себя по утрам, не разрешая смиряться с отражением в зеркале – это живые примеры перед глазами, лежащие в данный момент по палатам в моём отделении. Дислипидемики, диабетики, курильщики, после инфарктов и инсультов. Даже несмотря на то, что здесь оно лечится как-то успешнее чем на родине – лучше держать себя в руках, чем держать в них горсть таблеток после выписки. А зеркало – всего лишь визуальная напоминалка, не более.
ПыСы: не совсем в тему поста написал, но просто мне кажется, потеря соматического здоровья – это оборотная сторона жизни “как хочешь”.
Вот ты знаешь, док, с одной стороны да. А с другой – каждый реально может жить как хочет. Если это осознанный информированный выбор с пониманием рисков – пусть их. Пусть убивают себя как хотят – с выдумкой и огоньком. Пока они меня за компанию не начинают убивать (как курильщики) – их дело. С третьей стороны – лечение как правило тяжелое и дорогое, бремя на бюджет системы здравоохранения. С четвертой – не оказывать медпомощь или заставлять людей с нездоровым образом жизни платить за нее, а зожникам бесплатно – вызывает много этических вопросов.
Ну что ты! Я до такого не дойду, наверное, чтобы отказывать в лечении на основании пищевого поведения. Хотя, положа руку на сердце, когда работал в общей реанимации бывали мысли: на что мы тратим деньги? Особенно когда ты этого алкоголика в третий раз за год в отделении видишь, с ЖКК, и каждый раз это донорская кровь и дорогие препараты… Но думаешь об одном, а делаешь – как положено.
А вообще я первый комментарий написал просто чтобы самому себе напомнить, почему не хочется “махнуть на здоровье рукой”. 🙂
В первый раз слышу, чтобы бодипозитив был о том, чтобы быть “толстой”, а не “нормальной”. Точнее, далеко не в первый, но до сих пор не могу понять, почему у людей складывается такая точка зрения.
Я так слышу что бодипозитив о том, чтобы быть нормальной – любой. Тонкой, толстой, одногогой, старой, молодой, черной, лысой и так далее. Мной, вами, ими быть нормально, естественно и не нуждается в переделках. Это бодипозитив как он задуман, и это прекрасно.
Но по факту бодипозитивные инстаграмы – профили женщин разной степени (сильной) упитанности, с армиями фэт-шеймеров, растущими пропорционально весу автора профиля. Чем больше бодипозитивистка, тем больше фэт-шеймеров к ней приходит.
Если начинают приводит примеры “бодипозитивных” фотографов, то приводят обычно серии фото очень толстых, или очень старых, или очень шрамированных/травмированных – и отсюда остается стойкое ощущение, что бодипозитив это все об “очень”. А я не очень, я средняя – мне еще жрать, стареть, терять конечности.
Если говорят о бодипозитивной актрисе – то это обычно актриса очень полная, и вот ей дали роль, победа бодипозитива. А когда Мэгги Джиленхолл 37-летняя и выглядящая адекватно своему возрасту попала под щитсторм как слишком старая, никто не вспомнил бодипозитив даже. Да, эйджизм, да угнетение. Когда Рене Зелвегер в последней “Бриджит Джонс” появилась, тоже был щитсторм – толстая, старая, как такой можно вдуть, да еще вдвоем, что за бред. Бодипозитивом не пахло.
Хотя с точки зрения бодипозитива они обе – нормальные. Иметь секс в возрасте хорошо за 40 – нормально. Показывать таких женщин в кино – нормально и бодипозитивно. Но до “официального” бодипозитива им еще жрать и жрать, как мне. Понимаете, о чем я? Вот такой дивный избирательный бодипозитив я не хочу принимать как свою жизненную философию. Потому что он тихо и незаметно денормализует совершенно нормальную меня, сосредотачиваясь исключительно на экстремальных вариантах.
В таком поп-бодипозитиве действительно мало хорошего. К сожалению, когда идея становится массовой, она очень упрощается, оттуда и столько популярности у подобных инстаграмов и в принципе их количество. Если бы считалась красивой и желательной полнота, было бы наоборот, но не лучше.
Жаль, что “дивный новый бодипозитив” так часто мелькает в медиапространстве, однако, к счастью, мир все-таки меняется в лучшую сторону, как отмечено в этой статье, https://daily.afisha.ru/cinema/2969-kak-bridzhit-dzhons-povliyala-na-devushek-v-komediyah/ которую я нашла, пока писала ответ.
Если честно, то для меня быть (очень) полной – приемлемо. Это не мое дело, сколько весят другие люди и насколько они (не)здоровы из-за своего веса. Обратная сторона поп-бодипозитива вся раскрашена в “но как же здоровье”. Хотя другие люди никому не обязаны быть здоровыми, не должны соответствовать чьим-то нормам и преставлениям о здоровье и весе.
Допускать, чтобы люди были “нормальными”, но отказывать им в праве быть очень толстыми, по мне, двойной стандарт.
В идеальном мире розовых единорогов и радуг, как я себе его представляю, каждого заботит его собственный зад и здоровье, и все оставляют другим пространство для маневра, право выбора и свободу решать, что делать со своим телом. Феминистский лозунг старых времен “мое тело – мое дело”, он же работает и в сторону веса, диеты, здоровья.
Только сегодня читала большой пост Светланы Бронниковой про бодипозитив https://intueat.ru/journal/zakat-plastmassovoj-krasoty/
Я вот что думаю (меня не спрашивали, но я скажу)) по этому поводу. Для меня это как говорить, что феминизм – херня, потому что радикальные лесбиянки-мужененавистницы (и еще бог знает какие активистки) – это и есть феминизм, и что он не нужен. А по факту, мы (женщины) в своей современной жизни многим обязаны именно ему.
Так и тут. Мне не очень нравится название этого движения. Но тот факт, что нам постоянно промывают мозги о том, как мы должны выглядеть (вне зависимости от размера) – неоспорим. То, что большинство людей не чувствуют себя комфортно в своем теле из-за этого – тоже факт.
И для меня бодипозитив – это именно об этом. О том, чтобы чувствовать себя в своем теле хорошо вне зависисмости от того, какой образ красивой меня пытается навязать мне общество.
Меня тоже немного раздражает, что это чаще всего косит только в один бок – про женщин, якобы плас сайз и их троллей-фет шеймеров. Но как писали выше, мне кажется тоже, это результат популяризации и упрощения.
И кстати, люблю фильмы Вуди Аллена и Француа Озона, там часто можно увидеть нормальных таких “человеческих людей”))
Я полностью согласна с Бронниковой, по каждому пункту. Меня бесит скорее тот факт, что “просто быть” и “мной быть нормально” должно стать каким-то движением, иметь отдельное название – потому что сам факт бытия нормальной и в ладу с собой и миром уже так запнут в угол, что нуждается в защите. Т.е. меня сердит сам факт наличия такого движения – потому что он значит, что мир окончательно сдвинулся крышей и люди потеряли связь с собой…
Да, это произошло из-за того, что нам постоянно промывают мозги из-за внешнего вида и “стандартов”. И это меня злит невыносимо всю мою жизнь, потому что я всю жизнь не вписываюсь ни в один стандарт и всегда была недостаточно хороша. И теперь я недостаточно хороша для поп-бодипозитива тоже. Типа “доешься до центнера, тогда приходи”.
Да, понимаю вас.