Блог

А ваши амбиции – точно ваши?

17.01.2017

Однажды меня подвозил дядя, который сказал, что мои мечты – полное говно. Что я мыслю мелко и заработаю мелкие деньжишки, и всю жизнь буду зависеть от милости дяди-работодателя. Что только серьезные деньги дадут мне истинную свободу – жить где и как вздумается, и путешествовать, куда захочется.

Я закончила в то лето университет, устроилась на работу в другом городе, была нищей, тощей и глупой по возрасту. У меня было два серьезных достоинства – возраст и объем груди.

Дядя вез меня не просто так, а с умыслом – он меня взвесил, обмерил и признал непригодной для принятия в семью, слава богу. По сути, это было собеседование-смотрины, и я его (их?) провалила. Потому что на вопрос “чем ты хочешь заниматься” ответила “юзабилити и путешествовать”.

Про юзабилити в России тогда знали примерно пять человек, и все они прочли одну и ту же книжку. Поэтому дядя с удовольствием надо мной посмеялся. Когда он закончил объяснять, как глупы мои желания, я умолкла до конца поездки.

Дяде это не мешало – он только что купил новую машину в салоне, перегонял ее из столицы в родной город, и чувствовал себя королем мира. Он даже был достаточно щедр, чтобы объяснить мне, как надо жить (как он). Заработать столько денег, чтобы потом в салоне вывалить нал на стол и взять джип. И ехать на нем, куда захочешь.

А ты так и будешь ждать командировочных, чтобы куда-то доехать, сказал мне дядя. Я подумала – но вот же, я еду, ты везешь, денег за извоз не просишь. Но промолчала – я еще не знала, что провалила смотрины, и старалась быть вежливой.

Нет, ну какая машина, какая машина, радовался дядя. Вот только наклейки эти на крыльях яркие, петушиные, бесят. А разве в салоне не могли их убрать – спросила я. Ты что, сказал дядя. Пацаны на районе ни за что не поверят, что я в салоне взял – такие наклейки только на новых тачках. Они подумают, что я купил с рук, решат, что я слабину даю и можно мой бизнес отжать! Я знаешь как в девяностые жил? У меня бита была в машине, а в прихожей – дробовик всегда.

Нет, ну какая машина!  Эти овцы в салоне аж рты раскрыли, когда я пачки долларов начал выкладывать… Вот она, свобода, понимаешь? Я подумала – какая же это свобода, если ты так переживаешь о том, что скажут о тебе овцы в салоне и провинциальные гопники, от которых ты отстреливался все девяностые? Разве ты делаешь что хочешь? Сколько еще тебе нужно денег, чтобы не думать о соседских бандюках вовсе и не покупать для них тачку в салоне? Но опять промолчала – говорю же, была глупая по возрасту и не поняла, что давно провалила смотрины.

Я так хорошо помню этот разговор потому, наверное, что тогда промолчала. И у меня гештальт на дядю незакрытый или около того. 

Это был не первый раз, когда люди объяснили мне, что мои мечты ничтожны, а амбиции можно разглядеть только под микроскопом. Но один из самых обидных.

Дальше было трудно – окружающие покупали одну, а потом вторую квартиру в Москве. Меняли машины. Переезжали в Питер, покупали квартиру там и опять меняли машину.

Мы ездили на 15-летнем компактвэне и у нас не было ипотеки – потому что мы так решили. Но когда коллега приезжает на работу на Лексусе, приходится приложить усилие, чтобы вспомнить – я живу не неправильно, я просто решила иначе. И это мой выбор, а не признак лоховства и лузерства.

Рекрутеры в Фейсбуке писали уничижительные посты о тех, кто ничего не представляет из себя к 30. Отработанный материал, бессмысленные людишки, вечные исполнители, планктон и лузеры. Люди без амбиций.

Мне было 34, и я давно приняла осознанное решение не идти на повышение. Я слишком страдала всякий раз, когда меня повышали. Потому что приходилось руководить и заниматься административными вопросами, вместо того, чтобы что-нибудь делать. Так это выглядело в моей картине мира.

Я отработанный материал, думала я. Не начальник, не редактор, не руководитель проекта, не владелец стартапа. Я неамбициозное говно.

Люди вокруг ставили большие цели, дерзали по-крупному. Коучи по этому делу повылезли изо всех щелей, как тараканы.

Я побыла говном, пока не вспомнила дядю с новым джипом. И до меня дошло, что рекрутеры из Фейсбука – они как те провинциальные гопники. Им нужно увидеть наклейки на крыльях машины (только вчера из салона, пацаны!). В их мире только люди с наклейками на крыльях что-то из себя представляют. И как-то попустило. Гопников как вид я знаю очень хорошо – еще оглядываться на них.

У меня вообще нет амбиций в общепринятом смысле – богатство, слава.

Я забочусь о том, что и как пишу. Но у меня совсем нет амбиций заслужить одобрение дядь на джипах или гопников с Фейсбука. Моя амбиция в том, чтобы вообще на них не оглядываться.

Мне не нужен большой дом и большая машина, чтобы чувствовать, что жизнь удалась. Моя амбиция в том, чтобы опираться на свои ощущения, а не бежать в чужой гонке за чужими результатами.

Моя амбиция в том, чтобы хотеть своего, а не чужого. С волосами ешьте сами, спасибо большое. Я амбициозна в том, чтобы занимать свое место на своих условиях. Даже если со стороны это маленькое место.

Подростком я говорила шокированной маме, что мне насрать, что люди скажут. Сейчас моя амбиция в том, чтобы мне и правда было насрать. Чтобы я не переживала о том, какой кажусь незнакомцам. Чтобы поступать в соответствии с моим личным этически-моральным компасом было достаточно.

И да, пошел ты в жопу, дядя на джипе. Считай, что я с тобой договорила. 

На ту же тему

  • Svetlana Cherepkova 17.01.2017 at 14:15

    Маша! Я прослезилась:) я не одна такая:) трижды сбегала с работ, на которых меня с пиететом повышали: проситься обратно с места руководителя на место специалиста было глупо, а руководить и разбираться, кто из подчиненных во сколько пришел/ушел, “у Пети меньше работы, чем у меня, лучше места у окна и болеет он чаще, а я должна замещать?” , въезжать во все эти разборки, а главное, ковыряться, кто в каком отчете накосячил – это выше моих сил. На последней финансовой работе, на которой с великим пафосом объявили, что финансовым директором с завтрашнего дня буду я, и мне оказана великая честь, за которую я должна в ногах валяться, моим ответом стало заявление об увольнении. Никогда раньше не видела таких отпавших челюстей: “ты чего?” “Я не хочу быть финансовым директором”. “Как! Это невозможно! Но ты нас подвела! Мы на тебя рассчитывали!” Маленький нюанс – людям как-то не пришло в голову спросить мое мнение на этот счет. И я их даже не виню: в нашем обществе купить в салоне джип с обязательными наклейками и дорасти до должности финдира – это социально принятые вершины для каждого члена этого общества, где Большой брат следит за тобой:) только мне начхать.
    Так было не всегда:) но самым счастливым днем был тот, когда пришло озарение: это не мои амбиции, не мои ценности, а самая большая ценность – позволить себе делать так, как я хочу. Не менять машины каждые два года, не идти на финдира, если не хочется, быть замужем или не быть, не быть притворно вежливой, где не хочу быть, выбирать странные любимые и мало кому понятные профессии, и никому.ничего.не объяснять, оправдывая свой выбор. Кроме самых близких, конечно.
    Это счастье и даже смелость – следовать своим амбициям, а уж большие они там или маленькие – этот детский сад, у кого чего больше, лично я еще на уровне песочницы прошла, и если кто-то со мной желает помериться, туда и отправляю:)
    Мария, спасибо за статью и блог в целом, многое очень созвучно, и за рекомендацию Пола Джарвиса тоже:) зачитываюсь) он умница)
    А еще у меня тоже сын примерно такого же возраста)
    Так что шлю вам всем пламенный привет из зимнего Питера!

    • Мария Скатова 18.01.2017 at 08:08

      Светлана, теперь я прослезилась! Наконец-то кто-то тоже ненавидит быть “начальником” и разбираться во всех этих пришел-ушел, будет ли премия, а почему не, а когда я, и возня вся эта в террариуме единомышленников – кто что сказал, как посмотрел, кого можно уже сожрать – блин, если надо быть амбициозной, чтобы все это делать – можно я сойду?

      • Svetlana Cherepkova 18.01.2017 at 09:45

        Да:) Ирония заключается в том, что я была очень хорошим и справедливым начальником (по показаниям недолгих подчиненных:)), но выматывало меня это так, словно я вагоны с углем разгружала.
        Новые собеседования удавались все хуже: почему вы ушли с должности руководителя, почему выбираете должность простого специалиста? Вас что, не интересует карьерный рост? Боитесь ответственности? Не любите делегировать задачи? И почти на грани “вы больная что ли?”. Идиотизм:)
        Я не боюсь ответственности, я просто хочу заниматься делом, а не административной организацией взрослых людей, которых даже не я выбирала…
        В общем с фрилансерской профессией 3d визуализатора мы нашли друг друга:) не все еще отлажено и идет хорошо, я в самом начале пути, но ощущение, что это мое – до мурашек)

        • Мария Скатова 21.01.2017 at 11:10

          Ну это эе здорово? Это же круто, если до мурашек?

          • Svetlana Cherepkova 21.01.2017 at 16:58

            Еще бы:) Конечно:) только один нюанс постначальственной жизни: когда меня повышали в должности на работе, это как правило сопровождалось словами “мол, ты крута и можешь большее, давай руководи!;” я как-то попривыкла 🙂 была уверена, что раз я так крута, то как начну фриланс, так тут-же потенциальные заказчики набегут и как выстроятся в очередь, друг друга отпихивая локтями:)
            А вот чего-то не набежали)) и потому кроме самой технической части приходится искать способы, как-то продвигаться, предлагать услуги и это, конечно, для интроверта тоже немножко ад)
            Маша, было бы интересно почитать про Ваш опыт в этом смысле!) Как у Вас все это начиналось со своими клиентами, что лучше работало, что хуже?
            А может быть есть такая статья уже и я не увидела? Ткните носом плз)

          • Мария Скатова 22.01.2017 at 05:56

            Я вообще не тот человек, который может о чем-то таком рассказывать, если честно. Пока я живу исключительно передачей с рук на руки и сарафанным радио, и вообще ничего не делаю, чтобы себя продвигать.

            Варя Лялягина много рассказывает об этом – в блоге, в Телеграме, в Инстаграме.

          • Svetlana Cherepkova 22.01.2017 at 14:00

            Поняла, хорошо, спасибо?

  • Екатерина Кантовская 18.01.2017 at 11:19

    Да уж, у меня в студенчестве были амбиции, еще какие. Жить в Нью Йорке, работать в мультинациональной компании, зарплата минимум 10 тыс уе в месяц и все дела. Не зря же я училась в английской магистратуре и диссертацию писала.

    А потом попала на карибский остров 70 на 30 км и за пару месяцев избавилась от всей этой навязанной шелухи и бесконечного потреблядства. Завела блог, потом зарегистрировала компанию и 4 года вела свой маленький, но такой любимый туристический бизнес..Который, впрочем, временами приносил не меньше, чем я собиралась получать в корпорации.

    Сейчас мне 30 и я вожу душевные экскурсии по Лиссабону. Обнять и плакать с точки зрения воротил бизнеса. Недавно на экскурсии была семья и детьми подростками. Старший в этом году уехал в Англию учиться, на меня, конечно, напала ностальгия и я рассказала про свою учебу в Ноттингемском университете. Пока рассказывала, промелькнула мысль, а вдруг они подумают, что “да, дорогая и на кой тебе была магистратура? Чтобы потом экскурсии водить?..”.

    С точки зрения социума, я провалилась на несколько ступенек вниз?.. Может и так. Но сейчас-то я понимаю, что тогда, семь лет назад, променяв корпоративную карьеру на маленький бизнес, я интуитивно выбрала свободу. Свободу идти своим путем, жить свою жизнь. И сейчас я четко осознаю, что свобода для меня главная ценность. Поэтому какая разница кто что может подумать, главное, что ты пишешь свой сценарий, а не не играешь второстепенную роль в чьем-то кино.

    И магистратура, к слову, не оказалась лишней, урок как строить пусть и мелкий, но бизнес за границей я хорошо усвоила 😉

  • Marianna Mileiko 18.01.2017 at 14:20

    Ну, принимайте меня в компанию. Как раз сейчас мне снова надо объяснять, что я просто хочу сидеть и вести прием. Точка. Ничего больше, только делать работу, которую я люблю, и все. Нет, меня, к счастью, никто и не думает повышать. Но подозревают в плохом все время. И, если честно, мне так грустно! Почему нельзя позволить мне просто работать, просто делать то, что я делаю хорошо, отлично и с удовольствием?! Я даже денег много не прошу за это!
    Никаких джипов и дилекторов, никакой административной работы, никаких этих карьерных ростов, нет-нет-нет!
    С другой стороны, получается, я тоже страдаю) Потому что хочется вывозить детей на море, сделать ремонт силами бригады рабочих, купить мебель в стиле прованс и все вот это вот. Но у меня свой темп и свой ценник, и есть то,что я не готова делать даже ради прованса и моря. Все равно не готова.
    Чувствую себя какой-то дурой! Как будто нужно отстаивать и доказывать, что ты не верблюд.

    • Мария Скатова 19.01.2017 at 05:57

      Мы много с мужем говорим об этом. О том, что за мебель в стиле прованс нужно обменивать свое время на другие деньги. И что это время надо потратить не на то, от чего прет, а на то, чтобы организовать как-то тех, кого от этого прет. И что именно за это и приплачивают – за то, что вместо интересной задачи ты берешь на себя авгиевы конюшни со словами “кто-то же должен это делать”.

      А я всегда ломаюсь обо все это, т.к. не могу понять, почему взрослых образованных люде вообще нужно нянчить, “фолоапить”, “координировать” и разруливать их половые проблемы – что они, сами не могут, чтоли? Я знаю, что обычно не могут, но принять это всем сердцем так и не могу…

      • oley 19.01.2017 at 09:39

        Бывают совершенно замечательные менеджеры, у которых менеджить чужие таланты получается гораздо лучше, чем реализовывать свои в той же сфере. Они могут изредка жужжать про то, что «вот было бы здорово, если бы у меня была возможность писать и код тоже», но на деле они могут отлично обустроить JIRA под нужды своей команды, приладить какой-то API к чатику и получают за это и моральное удовлетворение и такое количество реверансов от вышестоящего начальства и подчинённых, что на чувство качественной самореализации вполне набирается.

        Ещё отдельная категория — когда ты один из немногих специалистов в начинающей компании, компания резко растёт, растут количество и объёмы проектов и под это дело нанимают людей. И нужно быстро шлифовать нанимаемые бриллианты. И если mindset таков, что человеку хочется делать что-то масштабное, то менеджмент становится лучшим способом достичь своей цели, а все недостатки этого способа компенсируются получаемыми результатами.

        Ну и потом есть нюансы… можно быть, скажем, архитектором в IT-компании и иметь самую разнообразную степень технической вовлечённости. От «ну я примерно понимаю, где там что у них в коде» и до «вы пишите обвязку, а критические части мои» (и никакого менеджмента подчинённых, их просто нет).

        Это я к тому, что профессиональный и карьерный рост — это совсем не обязательно “кто-то же должен это делать”. И продолжание сидеть на базовой технической должности «программист рядовой» без повышения уровня ответственности на протяжении тридцати лет отнюдь не говорит о бескорыстной любви к искусству. Просто ну нет у человека своих серьёзных амбиций, а чужие претят. Вот и сидит. Если удаётся удерживать свой уровне на уровне востребованного, то и нормально.

        • Мария Скатова 19.01.2017 at 13:49

          Все бывают. И все бывает. И рост бывает разный. Бывает в технические лиды, оттуда в архитекторы. А бывает в проджекты и дальше – на сайт к кастомеру и навыки коммуникации вдруг становятся единственными, которые применяешь.

          Я вообще не против роста. Просто лично мне не подходит рост в проджекты. Для меня ключевое в любой работе – чтобы мне было интересно. Вот то, чем проджекты занимаются со своей командой и кастомерами – мне лично не интересно. Это не значит, что проджекты все сплошь мудаки. Это только о том, что у меня в голове не так устроено и я реально чахну, сохну и дохну.

          При этом расти в сторону техлида и дальше сколько попрет – да, мне было бы интересно.

          • oley 21.01.2017 at 10:04

            Мне в проджекты категорически неинтересно. Я считаю, что это downgrade по сравнению с позицией старшего инженера. Сомневаюсь, что они получают больше.

          • Мария Скатова 21.01.2017 at 10:57

            В нашем опыте – да. Больше получают и 90% времени заняты именно политикой, координацией, тушением пожаров и переговорами.

          • oley 21.01.2017 at 15:32

            Вот-вот, координация и тушение пожаров. Ещё иногда инженеров супом кормят, когда попу на пожаре начинает поджаривать :)))

          • oley 21.01.2017 at 15:41

            кстати… не спора ради, а из любопытства, посмотрела на Glassdoor средние зарплаты software engineer vs project manager у нас в долине. 110K vs 95K (131K vs 124K для senior positions). Я так примерно и думала. Возможно, это наша местная специфика.

          • Мария Скатова 22.01.2017 at 05:57

            Прикольно.

        • Мария Скатова 19.01.2017 at 13:51

          И в нашем опыте за то, чтобы развернуть офис, нанимать людей, рулить бюджетом, делать внутреннюю политику, кусать за жопу тормозящих и съедать тех, кто не особо нравится – платят больше, чем за техлидство или архитектуру.

          • oley 20.01.2017 at 07:46

            Всех денег всё равно не заработать 🙂 Ведущий инженер — это всё равно инженер с точки зрения тарифной сетки. Насколько я знаю, разница между просто старшим инженером и старшим с обязанностями ведущего минимальна. Но я всё равно на себя эту позицию мысленно примеряю, потому что это новый уровень. Когда твоё влияние простирается за пределы того, что ты физически можешь за день налабать. Когда ты решаешь что и как будет сделано и ты знаешь, что всё это будет удобно расширяться, потому что это заложено тобой.

          • Мария Скатова 20.01.2017 at 10:45

            Это звучит прекрасно. Главное, чтобы на деле это не оказалось обучением обезьянок-астронавтов, фолоапом обезьянок-астронавтов, поиском багов в коде обезьянок-астронавтов, разруливанием конфликтов между ними, распределением премий, отпусков, наймом и увольнением, и прочими прекрасными занятиями, в свободное от которых время так и быть, можно поопределять, что и как будет сделано.

          • oley 21.01.2017 at 10:02

            Это зависит от многого… я, и не будучи в роли ведущего, усердно выискиваю и разбираю баги в чужом коде и координирую работу с инженерами других проектов. В том числе и обучаю тому, как сделать, чтобы было «стандартно» и почему именно так у нас «стандартно». Это то, чем по идее отличается старший инженер от интерна — он должен быть в состоянии решать задачи без привлечения ресурсов менеджера на каждом шагу. И у нас обязанности ведущего инженера и менеджера разнесены. Может быть, потому что ведущему не доверяют «работу с людьми», я не знаю. Было и наоборот, когда и то и другое в одном лице, но потом нас как-то быстро перетасовали всех.

            Мне вообще очень забавно, когда программеров представляют такими угрюмыми ботанами, которые не хотят видеть ничего кроме своего экрана и сотрудничают только с пинка. И говорят: «ну если ты не любишь людей, тебе в программисты самый раз». На самом деле, если сотрудничать (в рамках своего психотипа, не через силу есс-но), то получается качественнее и быстрее. Поэтому и придумывают все эти стендапы, пэарапы и прочую чехарду.

            То есть, я к тому, что умение и желание сотрудничать полезны, начиная практически с нулевого уровня. Это в коллективе. С консультантами интереснее… Им, на мой взгляд, умение сотрудничать ещё важнее. Потому что если они не «притрутся» к инженерам, чтобы быстро выяснить обстановку и расстановку сил, то очень велика вероятность со своей колокольни наделать непонятно чего непонятно зачем и не получить за это ничего. Это лично моё наблюдение, основанное на не очень значительном опыте, поэтому могу быть неправа.

          • Мария Скатова 21.01.2017 at 11:04

            Мне на самом деле сложно в комментариях к этому посту. Я написала, как это устроено у меня. Ты пишешь что-то, и я это читаю, как “Маша, ты неправильно думаешь, неправильно чувствуешь и у тебя неверные амбиции”, и сразу встаю в defencive position. Мне приходится прямо делать мощное усилие, чтобы напоминать себе, что ты говоришь не обо мне, а о себе. Поэтому я задним числом прошу прощения, если я где-то резка. Иногда я думаю, что ты в определенной мере работаешь в хрустальном дворце.

            Мне лично с людьми сложно. Я могу работать со мной. Если мне дать много меня, то я прекрасно смогу – координировать, быть ментором, и т.п. Потому что эти я будут учиться на лету, извлекать опыт из ошибок и не повторять их дважды, и прикладывать самостоятельное усилие и сами себя будут контролировать по времени. Но это идеальный мир, в котором ты работаешь с командой пытливых обучаемых на лету умов.

            В реальности это часто выглядит как группа чуваков в колл-центре в Индии, которые могут только бешено генерировать емейлы и пинать запрос от человека к человеку, не делая попытки открыть документацию. И они ведут себя как 500 макак с пишущими машинками, превращая любой минимальный запрос в мучительную переписку длиной в неделю. Ну то есть я их не придумываю, это все многократные реальные кейсы.

          • oley 21.01.2017 at 15:29

            Коллектив очень-очень многое определяет, я согласна. Я не пробовала работать в коллективе, где царит индийская система и где надо общаться с толпой на аутсорсе. Особенно если от тебя ожидается, что ты с них будешь иметь какой-то результат. Я слышала, что у них какая-то своя особая философия круговой поруки в сочетании с жёсткой иерархией… бр.

            Я работала в стартапе, где набрали кучку воздухопинателей, но это всё продолжалось очень недолго. Там я просто абстрагировалась от целей бизнеса (они менялись каждую неделю) и сконцентрировалась на том, зачем я туда пришла — набраться технического опыта. Там был полон казан всякой работы разной степени бесполезности и поскольку было понятно, что всего не переделать, я вылавливала себе лакомые куски и над ними корпела. В компании оставался один очень толковый инженер, проживавший в Испании, с которого я как могла собирала доступные моему пониманию знания (помню, меня убило наповал, как он за неделю забацал RESTful интерфейс для настройки оборудования, никогда в жизни не программировав на JS, и как я потом этот код разбирала и боялась «сделать в коде некрасиво», делая изменения). Наверное, для меня это критически важно, чтобы в компании был человек, за которым хотелось бы тянуться (как в техническом плане, так и в вопросах профессиональной этики).

            Но чувак был далеко, а воздухопинатели были рядом. Я вежливо их слушала 3-5 минут, потом говорила «извините, мне надо работать» и отворачивалась. И на еженедельных совещаниях подробно рассказывала, с какими сложностями я сталкивалась и как именно я их героически преодолевала. Я планировала остаться там на два года и начать искать работу за пару месяцев. Но тут у менеджмента случился неожиданный промах в планировании и нас всех коллективно уволили по прошествии моих года и 9 месяцев. Меня уволили в последней волне. Считаю, идеально получилось.

            К чему я это… наверное, к тому, что если у тебя есть свои какие-то цели, но компания бестолковая и мешает их реализации, то ты сделаешь себе большую услугу, уйдя оттуда вовремя, получив от компании, всё что можешь в плане знаний. В любом случае, мы выбрали такую отрасль, где платят полноценные деньги и где у нас есть возможность торговаться и выбирать, подходит нам атмосфера компании или нет и куда мы хотим расти. Надо только набраться немного опыта и уверенности, потом выбор резко возрастает.

            А писала я тебе про свою нынешнюю компанию (тут действительно отличный коллектив! можешь почитать в Glassdoor, это не мои хрустальные фантазии) потому, что иногда опыт дурных компаний создаёт в голове картинку, что оно везде так и по-другому не бывает, смысла об этом мечтать нет, а надо стараться минимизировать наносимый себе вред. Это как с партнёрами… если «повезло» влюбиться в самодура, то пока терпение не лопнет, ходишь по кругу, пытаясь не свихнуться (плавали, знаем). А мне, как человеку, влюблённому по уши в компьютеры и свою специальности, очень хочется, чтобы у тебя всё получилось и приносило радость!

            Я не считаю, что ты «неправильно чувствуешь», мне кажется, это нормальная фрустрация от не очень удачного места работы. А про амбиции я вообще молчу… я свои-то не очень понимаю и мне кажется, у меня их просто нет. Ну вот тех, которые врождённые и которые должны быть двигателем. Может, у меня другой сорт? Такие, которые надо холить и лелеять и тогда они может быть прорастут и начнут сами шевелиться. Мне твой подход к вопросу «расти в сторону техлида и дальше сколько попрет» очень импонирует, я представляю себя примерно так же, уже очень отчётливо на ближайших стадиях и очень расплывчато где-то там дальше (поэтому пока об этом не думаю, как пойдёт).

      • Marianna Mileiko 19.01.2017 at 10:25

        Ха! Отчасти-то я и есть тот, кто разгребает, учит жить и работать, ну, и так далее)))
        Более того, моя волшебная синекура в компьютерном проекте пять лет назад как раз и состояла в том, чтобы объяснять народу, что им делать и как. При этом я не была администратором, я была как раз психологом-консультантом.
        Я пытаюсь сказать, что для каждого есть свой тяжкий труд.И свои гопники на раййоне, перед которыми нельзя позориться. И свой уровень продвижения,куда лезть ну вот никак не надо.Есть еще одна крайне обидная лично для меня штука. Мне с детства казался забавными анекдот про хиппи и бизнесмена, и мне казалось, что вот я-то, со своей горизонтальной карьерой, как раз хиппи. А теперь я понимаю, что нифига, я как раз бизнесмен! Потому что тот сладкий миг, когда я уже лежу под кокосовой пальмой, он не наступает и не наступает)))

        • Мария Скатова 19.01.2017 at 14:07

          Да, ты права – для каждого свое тяжкое. И свои гопники.

  • Ольга Тагаева 18.01.2017 at 16:25

    Делать то, что хочется именно тебе – в этом счастье! Правда в истории с дядькой я б, наверно, лучше промолчала, ну его, вдруг бита под сиденьем(: Все равно уже его не исправить.
    Я только-только ухожу от того, что про меня подумают люди, чтобы хотели родственники от меня. Становлюсь свободнее и сильнее.
    Я бы хотела быть менеджером, без административной работы. Я была менеджером интернет-проекта и мне нравилось. Так что в будущем, надеюсь, буду чем-то похожим заниматься, а пока подобие фриланса. Ох, и путешествовать хочется(:

    • Мария Скатова 19.01.2017 at 05:54

      Я не уверена, что менеджмент бывает без административной работы. Все равно включается какая-то координация и т.п. Или бывает?

      • Ольга Тагаева 19.01.2017 at 12:02

        Координация работ да. А вот больничные, наем работников – не-не-не(:

  • Marianna Mileiko 19.01.2017 at 10:34

    А глобально – спасибо за статью. Потому что нет ничего проще, чем понять, чего ты хочешь. И нет ничего труднее, чем понять, чего ты хочешь на самом деле.
    В этом смысле мне очень нравятся тайцы и прочие буддисты, которые много раз спрашивают тебя: ты действительно хочешь купить этот товар за эти деньги? Ты правда хочешь купить именно это за эти деньги?
    Сама я точно не всегда знаю, где кончаются мои мечты/потребности, и где начинается, например, гипнопедическая мудрость. Или еще какие голоса. Затормозить и разобраться, вот что имеет смысл. Хорошо бы помнить про это.

    • Мария Скатова 19.01.2017 at 14:05

      С “чего я хочу” я вроде разобралась:) Осталось только поймать это “на самом деле”, и золотой ключик – у меня в кармане!

  • Виталина Скворцова-Охрицкая 19.01.2017 at 13:15

    А у меня сейчас другой период. Я, кстати, тоже много лет назад ушла из бизнеса сразу после слов моего директора о том, что меня ждёт директорское кресло. А вот сейчас у меня очень остро появилось желание достичь цели, о которых я мечтаю. И да, большой дом для моей семьи и детей, и стартап и что там ещё)) и мне было непросто в этом себе признаться и поддержать себя, потому что ну типа – это не главное и другие вон не хотят, а меня куда-то тащит все время. Я, Маш, о том же о чем и ты. Задать себе вопрос: эти амбиции мои? И быть готовым услышать ответ. “Да” услышать так же непросто.

    • Мария Скатова 19.01.2017 at 13:55

      У меня очень сложные отношения со всем этим, и с деньгами. И понять, что точно не мое, мне гораздо проще, чем найти мое.

  • Татьяна Саидова 21.01.2017 at 12:35

    Все так. Я только не понимаю, почему надо замечать все это. Ок, другие цели и смыслы.
    Из поста в пост вижу, что вы пытаетесь доказать свое право идти своим путем, иметь свои ценности, жить как хочется. Незакрытый гештальт?) Закройте.
    Зачем доказывать? Объяснять? Закапываться в этом? Просто живите))

    • Мария Скатова 21.01.2017 at 16:35

      Я только не понимаю, зачем из поста в пост читать кого-то, кто замечает непонятные вам вещи. Что это? Незакрытый гештальт? Закройте. Зачем читать? Просто живите!

      • Татьяна Саидова 21.01.2017 at 16:57

        ))) вот уж нет
        подписалась, приходят письма – читаю анонс
        действительно, зачем? пойду отпишусь!
        удачи!

    • Svetlana Cherepkova 21.01.2017 at 17:07

      Пардон, что встряла. Тут никто ничего не доказывает. Мария делится своими ощущениями. Единомышленникам, пережившим подобное, текст от души отзывается резонансом в сердце. Мы тут о своем говорим, о чем нам – важно поговорить. Просто же все. А въехать на слоне в чужой блог, пораздавать ненужных указаний, непрошенных советов – это о чем вообще?

      • Мария Скатова 22.01.2017 at 05:59

        По опыту, это обычно о нарушении чужих границ и пассивной агрессии:) И, в-общем, с этим не ко мне – я как-то подустала быть милой с теми, кто мне говорит, что мне делать.

  • Ksenia Dukhova 21.01.2017 at 14:00

    я трижды бросала крутую (с точки зрения окружающих) карьеру, чтобы не умереть от тоски, что живу чужой жизнью. несколько лет мама со мной еле разговаривала: бросила должность начальника, квартиру и машину, ушла от мужа, уехала в москву, живет в комнате в коммуналке = опозорила на весь город.

    хорошо, что у меня иммунитет на мнение этого “всего города и всех соседей”)) я как-то в еще дошкольном детстве прочитала, что нельзя слушать людей, которых ты не уважаешь и на которых не хочешь быть похожим. и это определило мою жизнь (хотя мама просила библиотекарей не выдавать мне книги без ее присутствия, пч “девочка у нас недалекая и верит всему, что написано”)

    у меня по-прежнему нет квартиры, машины и шубы (в нашем заводском районе это была и есть необходимая триада успеха тридцатилетних), зато есть суперклевый ребенок, веселая работа, охуительные друзья по всему миру и куча таможенных штампов из разных стран.

    вот еще будут (надеюсь, что недолго ждать) шкиперские права, диплом фридайвера и нормальный английский. это не сделает меня более свободной, зато еще немного раздвинет границы.

    • Мария Скатова 21.01.2017 at 16:37

      Шуба!!!!! Ох, татарстанская шуба, норковая шапка и золото на всех пальцах как мерило успеха:)

      • екатерина 07.03.2017 at 04:54

        Шубы уже не модно – носить кучу шкурок убитых измученных животных! Это круто – без шубы

        • Мария Скатова 08.03.2017 at 01:41

          В провинции до сих пор не так, к сожалению. Я когда зимой на родину приезжала, вечно как оборвыш по сравнению с мехами окружающих.

  • Лера Харченко 21.01.2017 at 21:31

    Маша, класс!
    Я тоже таких дядь встречала в юности, по началу даже слушала их с интересом. Хорошо, что сейчас мне из даже негде встретить, иначе б мои уши свернулись в трубочку ? У нас разные миры)
    Кстати мне кажется, такие дяди получаются из-за того, что их мамы с папами в детстве не долюбили, а потом как-то так и пошло, что им просто любви хочется, а они бедные не знают, как ее получить. Поэтому и машины большие, и партнерши постоянно меняются, и понты, а каменный цветок все не выходит!
    Жаль, просто жаль, несчастные люди.
    Про деньги. Я вот поняла, что деньги мне нужны, и даже очень, но на качественное время. Я умею жить в условиях жёсткой экономии, у меня даже неплохо получалось ещё и откладывать, но это очень времязатратно. А время – мой самый ценный ресурс. Ценнее моего времени у меня ресурсов нет.
    Поэтому когда есть деньги, можно своё время тратить на более приятные вещи. Например, можно не тратить время на поиски скидок, а просто купить, потому что надо прямо сейчас. Можно не тратить время на подсчёт общей стоимости заказа и выбор блюда подешевле в ресторане, а руководствоваться только вкусом.
    Можно значительно сократить время пребывания в супермаркете, не выискивая подешевле продукты, а ещё можно нанять специальных людей для уборки дома, стирку и глажку вещей, в общем, делегировать процессы, которые не доставляют никакого удовольствия. И потратить это время на книжку в конце концов! 🙂
    Вот как-то так.

  • екатерина 07.03.2017 at 04:52

    А я посмотрела список – индекс миллиардеров Блумберга и позавидовала им белой завистью – большинство из них селф мейд и многие из них изменили мир, создали новые реальности и продолжают это делать. И захотелось немножко приблизиться к их креативности и целеустремленности. И амбициям. А миллиарды – лишь счет в игре

    • Мария Скатова 08.03.2017 at 01:43

      Я встречалась в самим Блумбергом как-то раз. Я даже позавидовать ему не могу – он живет в другой реальности и я даже не могу этот темп и напряжение измерить человеческой меркой. Команда вокруг него – самое жесткое, что я в плане стиля работы видела когда-либо. Мне быстро стало очевидно, что я бы напрямую на него работать не смогла и не хотела. При этом я восхищаюсь тем, какие изменения в мире происходят благодаря его поддержке и горда быть частью этих изменений.