Рецензии

Малала Юсуфзай “Я – Малала” – отзыв

20.01.2016

malala_book“Я – Малала” – это история, которая около года пролежала на моей книжной полке, прежде чем я собралась с духом прочесть ее от начала и до конца. Покупая книгу, я уже знала, что это о пакистанской девочке, которую талибы пытались убить  за ее борьбу за образование. Даже зная, что для Малалы все кончилось хорошо, я все никак не могла собраться настолько, чтобы погрузиться в современный кошмар,  в котором жили и живут тысячи людей.  

Малала Юсуфзай – пакистанская школьница, самый молодой лауреат Нобелевской премии мира, лауреат премии имени Анны Политковской и премии имени Сахарова. Отец Малалы был директором школы в долине Сват, всегда был уверен в необходимости доступности образования для девочек и женщин и растил старшую дочь, Малалу, в совершенно нетипичном для тех мест стиле. В обществе, где рождение дочери не повод для праздника и уж точно не повод для гордости, он поощрял в девочке стремление к равенству, образованию, свободе. Будучи общественным деятелем и правозащитником, он вовлек в эту деятельность и школьницу-дочь. Когда Малале было 11, талибы захватили долину Сват, и девочка вела анонимный блог для ВВС, где рассказывала о происходящем в долине.  За несколько лет Малала стала известной всей стране правозащитницей, выступавшей за право девочек на образование. Ради нее талибы нарушили свое правило “не воевать с женщинами” и отправили киллера, который выстрелил пятнадцатилетней девочке в голову прямо в школьном автобусе, однако пуля не задела мозг. Малала выжила благодаря пакистанским и британским врачам. Она все еще в “расстрельном” списке талибов, поэтому не может вернуться в Пакистан и живет в Великобритании, продолжая работать над проектами по доступности образования для девочек, детей беженцев и т.п.

Это очень странная книга. Я не могу сказать, что она круто написана. Я не могу сказать, что история в ней выглажена в нужных местах, как это порой бывает с историями, в которых упоминаются реальные люди. Я не могу сказать, что в истории есть пафос, динамика или надрыв. Интонация рассказчицы – повествовательная, спокойная, не нагнетает эмоций. И от этого жуть пробирает намного вернее, чем если бы книгу написали “на разрыв аорты”. Страшно даже начать представлять, через что прошла девочка, которая так рассказывает про жизнь в захваченной талибами долине, казни, преследования, стрельбу, угрозы, покушение на свою жизнь, торговлю политиканов над ее израненным телом.

В книге подробно рассказывается история зарождения движения талибов, как ее видят с “той” стороны, где она началась со вторжения СССР в Афганистан. Это любопытный экскурс в историю, с рассказом о взаимоотношениях Пакистана и США, где подробно изложен эпизод поимки и убийства бен Ладена. Отголоски всего этого можно заметить в индийском кино, где тема взаимоотношений Индии и Пакистана, военные стычки в Кашмире, террористическая угроза, пакистанская разведка идут отдельным сюжетом. После прочтения книги Малалы я уложила, наконец, в голове то, что мне показывал Болливуд и что мне рассказывал пакистанский друг.

Пока я читала эту книгу, остро поняла, насколько привилегированную жизнь веду. У меня есть свет, вода, тепло, еда, мне никто никогда в жизни не запрещал ходить в школу, учиться, работать, выходить из дома, одеваться, как вздумается. Я всегда воспринимала свое право на свободу и образование как должное. Пакистан видела разве что в Болливудских фильмах, знала, что это мусульманская страна, но не задумывалась, что в некоторых местах девочки там вынуждены ходить в школу тайком, пряча книги под одеждой – или открыто бороться за школьное образование, как Малала, рискуя своей жизнью. Мимоходом рассказанные детали повседневной жизни пакистанских женщин и девочек на многое открывают глаза:

  • Согласно обычаям пуштунов, к которым принадлежит Малала, женщина не может жить в одном доме с мужчиной, который не является ее родственником. Поэтому, когда жители долины Сват вынуждены были бежать от талибов, мужчины из приютивших их семей уходили на ночь из дома, лишь бы не нарушить обычай.
  • В деревенской школе, где Малале пришлось поучиться, будучи беженкой, в день выдачи школьных наград награжденные мальчики выступали перед публикой. Девочки произносили свои речи в микрофон в классной комнате, а публика в актовом зале слушала трансляцию.
  • Впервые увидев в Исламабаде (столица Пакистана) женщин с непокрытыми головами, Малала поначалу решила, что это признак современности и независимости.
  • В Пакистане по закону о богохульстве за опорочивание имени Пророка полагается казнь или пожизненное заключение, причем и для немусульман. Губернатора, заявившего о необходимости помилования женщины-христианки, осужденной по этому закону за незначительное высказывание, застрелил его собственный телохранитель, и народ превозносил убийцу, как героя.
  • Тетя Малалы, тридцать лет прожившая в приморском городе, ни разу не побывала на морском берегу – мужу было недосуг ее отвезти, а сама она не умела читать и не смогла бы разобрать надписи на указателях, если бы решила отправиться в самостоятельное путешествие к морю.
  • Когда Малале и ее одноклассницам исполнилось по 14 лет, они были уже слишком “большими”, чтобы выскочить на улицу и купить себе что-то перекусить. Им приходилось просить младших девочек сходить и купить им еду.
  • Директрисе школы, в которой училась Малала, пришлось специально выйти замуж, когда ее семья уехала из долины Сват, спасаясь от талибов. Взрослая образованная работающая женщина не имела права жить одна, без семьи.
  • Ближайшая подруга Малалы старалась учиться как можно лучше, поскольку ее братья пристально следили за ее успеваемостью – средние или слабые успехи привели бы к тому, что ее забрали бы из школы.
  • Для большинства пакистанских девочек, имеющих доступ к образованию, открыта дорога врача или учительницы, все остальные профессии не считаются подходящими для женщин.
  • В отдаленных регионах страны, где царят религиозные порядки, по словам Малалы, “не сыскать ни одной грамотной женщины”.
  • Захватив долину Сват, талибы запретили женщинам выходить из дома без сопровождения мужчин-родственников, запретили женщинам без присмотра заходить в магазины и покупать “неправильную” одежду. Нарушительниц могли избить палками прямо посреди улицы

Это лишь малая часть картины, нарисованной в этой книге. Картины про страну, где есть телевидение, Интернет, СМИ, университеты, некоммерческие и правозащитные организации, где не так давно женщина была премьер-министром. Это живейшая иллюстрация того, с какой скоростью общество может скатиться в варварскую дичь, оправданную религией, даже если в столице “прогрессивные” женщины ходят без платка – но что толку от этой бравады, если в паре сотен километров от столицы женщину без паранджи публично бьют палками, пока толпа молча взирает, а армия смотрит в другую сторону.

Эта тема очень меня задевает потому, что я с большой тревогой смотрю на происходящее в некоторых регионах России, где считают, что девочкам незачем много учиться, где родительские обязанности по отношению к дочери заканчиваются организацией “подходящего” замужества для дочки-школьницы, где у женщин нет голоса и возможностей, где практикуют женское обрезание.

За тысячелетия человеческой истории с именем того или иного бога на устах фанатики творили ужасные вещи, и очень часто для женщин был уготован отдельный, более изощренный круг ада на земле. Просто потому, что они родились женщинами. Их наказывали за то, над чем они не властны, за то, что досталось им при рождении – за их пол.

Многие называют историю Малалы книгой про смелость. Это так. Для меня это еще история про то, за что на самом деле борется феминизм. Не за небритые подмышки и не против силиконовых грудей. А за то, чтобы Малалы во всем мире не получали пулю в лоб просто потому, что они девочки, которые хотят ходить в школу. За то, чтобы девочки, такие как Малала и ее подруги, имели равные права и возможности со своими братьями.

Книгу “Я – Малала” стоит прочитать хотя бы потому, чтобы понять это. И удивиться стойкости пакистанской девочки, которая никогда ничего не боялась всерьез и продолжала делать то, что считала правильным, даже когда это стало опасным. Чтобы понять, как важна родительская поддержка для любого ребенка, и каким ребенок может стать, если родители на его стороне. Чтобы поразиться тому, что, пережив покушение религиозных фанатиков, Малала Юсуфзай осталась глубоко верующей, и не испытала ни малейшего сомнения в том, что Аллах спас ее, и ждет от нее, чтобы она достойно прожила подаренную ей вторую жизнь.

 


Текст содержит партнерские ссылки на страницу книги на Озоне и Литрес. Если вы приобретете книгу по такой ссылке, я получу небольшую комиссию. Это не увеличивает цену книги для вас.

Электронная версия книги на Литрес

И бумажная – на Озоне:

Книга "Я - Малала. Уникальная история мужества, которая потрясла весь мир" Малала Юсуфзай - купить на OZON.ru книгу Я - Малала. Уникальная история мужества, которая потрясла весь мир с доставкой по почте | 978-5-389-08447-6 Книга “Я – Малала. Уникальная история мужества, которая потрясла весь мир” Малала Юсуфзай – купить на OZON.ru книгу Я – Малала. Уникальная история мужества, которая потрясла весь мир с доставкой по почте | 978-5-389-08447-6

На ту же тему

  • oley 21.01.2016 at 09:13

    Спасибо за отзыв! Видела эту книгу, но ресурсов на прочтение не было. Стараюсь всегда помнить о том, как мне повезло родиться в нужное время в нужной стране в удачных условиях. И о том, что такое привилегированное положение ведёт к определённой ответственности и обязательствам.

    На происходящее в России тоже смотрю с тревогой… Начиная с праздника “весны, женских улыбок и цветов” и заканчивая вещами совсем непраздничными.

    • justtralala 21.01.2016 at 13:35

      Она очень спокойно, даже немножко заторможенно написана. Это и к лучшему – если бы это писала я, пылкая огнем, от прочтения бы просто разрывало в куски. А тут такая… рутина, знаешь.

      У меня есть знакомый в Пакистане, мы с ним на учебе познакомились. Он рассказывал, что сестер замуж они с братьями выдавали по сговору – подбирали им подходящие пары (большая образованная небедная семья, выучили всех детей). Я говорила – дочку свою тоже так будешь отдавать? Говорит – не спрашивай меня даже про дочку. А в младшей школе учительницы – молодые девицы, которые работают в ожидании, пока родители им подберут мужа, и единственное, что им доступно – быть учительницами. Детей любят, не любят, умеют, не умеют, неважно. Отрываются на них – молодые, бездетные, злые, в состоянии “я тут временно, так что пофигу”.

      После книги как-то многое уложилось в голове из тех рассказов…

      • oley 21.01.2016 at 21:32

        У меня у дочки сейчас учительница арабка, средних лет. В платочке, штанишках под тунику и всё такое 🙂 Очень тихая женщина, у которой дети по струнке ходят!

  • Ксения Мохамед 27.01.2016 at 17:27

    Присоединяюсь к эмоциям. Для меня эта книга была еще и обо мне, о нашей культуре. О том, что мы меряем окружающий мир сугубо нашей реальностью, не допуская другой “ведьэтогопростонеможетбыть” . Если бы мы допускали существование другой стороны реальности, то, например, не допускали бы и мысли о том, что сирийские беженцы бегут в благополучную Европу просто затем, чтобы сидеть на соцпособии и не работать.

    • justtralala 27.01.2016 at 19:03

      Да, вы правы. Люди и правда не всегда могут хоть немного побыть “в чужих ботинках” и понять, что бывает по-другому.

  • Elizaveta Vakhnina 02.02.2016 at 17:44

    Давно в списке эта книга. Но всё никак не подступлюсь. Читали “Тысяча сияющих солнц”? Тоже потрясающая книга, только про Афганистан, тоже про талибан, про женщин. Правда не автобиография, художественная литератуа. но тоже написана не на разрыв аорты, в противном случае от эмоций можно было бы просто разорваться.

    • justtralala 03.02.2016 at 12:25

      Нет, не читала, буду иметь в виду. Я как-то долго отходила от “Бегущего за ветром”, поэтому очень осторожно подступаюсь к книгам на эту тему теперь.

      • Elizaveta Vakhnina 03.02.2016 at 13:39

        автор по-моему тот же)

  • Natalia M 03.03.2016 at 16:46

    Здравствуйте! Около полугода назад прочитала книгу, благодаря вашей рецензии вспомнила некоторые подробности, подумала и поняла, что Малале повезло иметь такого отца, ведь он очень многое сделал для нее, он сильно выделялся среди пакистанских отцов, поэтому все закономерно: и у нее не самая обычная судьба. У меня есть девиз по жизни, это индийская пословица: “Я плакал, потому что у меня не было ботинок, но однажды встретил человека, у которого не было ног”. Я часто смотрю на окружающих, которые любят жаловаться, что им плохо живется, хотя в материальном плане у них все отлично, у них есть блага цивилизации, есть возможность регулярно и без особых усилий делать ремонт в квартире, выезжать на отдых. А они любят осуждать неких депутатов, которые что-то где-то украли… Я смотрю и думаю, что им повезло, но они этого не понимают.

    • justtralala 04.03.2016 at 12:17

      Я читала книгу на эту тему – Джефф Гоинс, Wrecked: When a Broken World Slams into Your Comfortable Life. Она целиком про то, как понять, насколько привилегированно мы живем, окунувшись в мир тех, кому не хватает самых базовых вещей – питьевой воды, еды, тепла, необходимой одежды и обуви. Автор сначала помогал бездомным – бессистемно, потом в благотворительной организации. Потом поехал в страны третьего мира. Книга э том, как это повлияло на его мироощущение. Я, честно, не дочитала – стало тяжело. Но не теряю надежды к ней вернуться.