Три с половиной месяца назад я прочитала на Фейсбуке про эксперимент по отказу от Фейсбука на 99 дней и решила попробовать. Терять, кроме своих цепей, мне было нечего – Фейсбук стал аддиктивной требовательной пожирающей время игрушкой.
Сначала я поступила как оговорено в проекте – сменила картинку профиля на логотип проекта, удалила приложение с телефона и планшета и разлогинилась из Фейсбука в браузере. Меня хватило что-то дня на два. Или два с половиной. Сначала я постила в ФБ фоточки из Инстаграма (это же автоматически и чисто технически я не захожу в ФБ, да?). Потом постила всякие комиксы из Bitstrips (опять же, чисто технически я не захожу в ФБ, да?).
Потом я поняла что это все уловки и пошла за поддержкой в сообщество таких же неанонимных алкоголиков на сайте проекта про 99 дней свободы от ФБ. Сообщество было местами хамски-агрессивное – еще бы, такой абстинентный синдром! Хамство меня никогда не поддерживает, поэтому я пошла за поддержкой на ФБ и проточилась там еще дней 20, наверное.
Зерно сомнения в надобности Фейсбука и социальных сетей, впрочем, попало на хорошо унавоженную почву. Поэтому 13-14 августа я деактивировала те свои аккаунты в соцсетях, к которым смогла подобрать пароли, и стала ждать ломки. Ломка началась немедленно. Меня ломало, как заправского алкоголика – и, не в силах выпить водочки, я перешла на денатурат: активизировалась в Инстаграме. Инстаграм хорош тем, что в нем не видно лайков и комментариев в чужих аккаунтах, а также тем, что формат не подразумевает оживленных дискуссий в комментариях, переходящих в смертоубийство. Нормальная фальшивая елочная игрушка.
21 сентября я пробежала 10 км на Московском марафоне, и получить официальные фотки с него можно было только через ВК или ФБ, поэтому я активировала аккаунты, выловила свои фотки, и сразу деактивировала ФБ. ВК остался. Он мне совсем не мешает. После того, как я методично выпилила оттуда все игры и тот хлам, которым люди там делятся друг с другом, моя лента ВК почти не обновляется. Это очень удобно: при необходимости меня там легко найти и со мной связаться, при этом там не происходит никакой социальной виртуальной жизни, которая посягала бы на мое время.
К концу сентября я уже не скучала по Фейсбуку. К концу октября я даже вспоминала про него лишь раз в несколько дней. Потом мне пришло уведомление от проекта про 99 дней свободы от ФБ, что мой эксперимент окончен, и это было поистине письмо от СмертьЖопаСатаны. Если бы не это чертово уведомление, я бы так и жила себе дальше – простой трезвой почти безгрешной жизнью в Инстаграме. Но тут… Словом, я продержалась сутки и пошла сообщить Фейсбуку, что и снова здравствуйте. После чего на полном автопилоте принялась крутить ленту вглубь и вглубь. Позывы зайти и проверить комментарии просто невыносимы.
Отвечая на вопросы последнего исследования в рамках проекта, я написала что не планирую возвращаться на Фейсбук. Я не врала в тот момент, когда это писала. Сейчас я оказалась в ситуации, когда “пить только по праздникам” не получается – тяга к этой аддиктивной сети у меня очень сильная. Это для меня не вопрос силы воли, самодисциплины или тайм-менеджмента. Для меня это вопрос сильной зависимости, со всеми вытекающими.
У меня так уже было раньше с пуделиным форумом – я не могла перестать туда ходить, пока не удалила там свой аккаунт. Так же и с ФБ – сама мысль о том, что он там есть, и ждет меня, провоцирует на то, чтобы зайти и проверить, что там случилось за последние 5 минут. При этом деактивированный аккаунт лечит всю основную симптоматику. Подозреваю, если удалить его безвозвратно, мне еще сильнее полегчает в части позывов пользоваться этой соцсетью.
Пока я балансирую между “потренировать волю и заходить на ФБ раз в сутки утром, а все остальное время тренировать осознанность и дзен, отлавливая позывы и не поддаваясь им” и “пойти по легкому пути и снести все к чертовой матери – против лома нет приема”. В целом, неплохо бы разобраться, конечно, что так привлекает меня в определенных формах интернет-общения, что я не могу остановиться.
При этом я совершенно равнодушна к любым играм, не завишу от каких-то субстанций или сладкого, могу бросить книгу или фильм на полпути, если не интересно. Мое слабое место – в Интернете. От того, чтобы “разнести все вдребезги пополам”, меня удерживает только простая мысль – зависимости не лечатся хирургически, всегда нужна заместительная терапия. Вопрос только – какая именно в моем случае.
Топ-6 открытий по итогам эксперимента по отказу от Фейсбука:
- Бездумная авторизация в различных сервисах через социальные сети – мнимое удобство. Исчез Фейсбук, исчез доступ к сторонним сервисам, которые перестали меня узнавать. В итоге частью сервисов я просто перестала пользоваться. А вокруг остальных сплясала долгий танец с бубном типа “на минутку активировать аккаунт на ФБ, чтобы зайти на сервис, и перерегистрировать его на емейл, деактивировать аккаунт на ФБ”. По времени получилось дольше, чем если бы я изначально более придирчиво отбирала сервисы, и регистрировалась бы в них нормально, с подтверждением на емейл.
- Большое количество рабочих контактов на ФБ и “служебная необходимость присутствия” в моем случае оказались банальной отмазкой. За 99 дней я не пропустила ни одного рабочего вопроса и не продолбала ни одного рабочего проекта из-за того, что меня не было на ФБ.
- ФБ действительно жрет очень много времени. Помимо этого, он высасывает в фоновом режиме много энергии на потребление и переваривание входящей информации. Без ФБ я написала ощутимо больше нерабочего контента для двух своих блогов, закончила курс на Курсере, начала заниматься испанским, закончила тренировки к забегу и пробежала забег не ради того, чтобы сообщить о нем всему Фейсбуку, а для себя, записалась в спортзал, мощно пролечила спину, вернулась в бассейн и отказалась от бассейна. Я стала больше успевать по работе в более сжатые сроки. А главное – резкое сокращение входящей информации из разряда “все это вне зоны моего контроля” благотворно сказалось на моем эмоциональном состоянии.
- Фейсбук не объединяет, он разъединяет людей. Мне пришлось приложить осознанное усилие, чтобы наладить кое-какие контакты вне соцсети, перевести их в личное общение, встречи, звонки. Пока был Фейсбук, была иллюзия, что мы все и так на связи и вроде как следим за жизнью друг друга.
- Общение через чатики и лички Фейсбука стало такой привычной штукой, что человек, недоступный в этой системе, уже неудобен. Я получила в том числе настоящие упреки в том, что “мне тут пытаются писать в личку, а меня и нет”. Тут я совершила над собой мощное осознанное усилие и не стала расстраиваться из-за того, что причинила кому-то минимальное виртуальное неудобство просто легким сокращением своей круглосуточной доступности по первому клику.
- За эти 99 дней я не просто пожила в рамках эксперимента по отказу от Фейсбука. Следом за ним я начала выпиливать обязательства и хвосты, которые меня давно тяготили, напрягали, требовали много сил, душевной энергии и почти не приносили отдачи. Я все еще выпиливаю – без сожалений, без сомнений. Это очищающий процесс, и я ощущаю, как медленно аккумулируется энергия, появляются намеки на творческие силы и идеи. Я так давно не испытывала этого потому, что все время была плотно занята, а все паузы между занятостью заполняла соцсетями. Оказалось, что эти паузы очень даже нужны. И что иногда для того, чтобы что-то сделать, нужно что-то не делать. Хотя бы 99 дней.