
Photo by Just Tralala
Сколько я себя помню, меня всегда окружали завалы вещей, расхламление в нашей семье не приветствовалось. Бабушка сохранила в целости мамины институтские платья и туфли, чтобы их носили мы с сестрой. Проблема в том, что маму-времен-института мы обе переросли примерно в девятом классе. Плюс мода, конечно, вернулась, но не в полном объеме, и винтаж тогда носить было стремно, а не круто.
В родительском доме сохранялась одежда, обувь, наши школьные тетради, а потом конспекты из техникума и университета. Хлам множился, разрастался, складировался, требовал заботы и впитывал пыль. Трогать его не разрешалось – мама говорила, что “разберет все сама как-нибудь потом”.
После университета я переехала поработать в Набережные Челны – гордая одинокая белая женщина с маленькой зарплатой и одним-единственным рюкзаком. Через полтора года и штук шесть переездов как-то так вышло, что я уже не могла перетащить свое добро за одну ходку, и обратно в Казань его увозили трое молодых мужчин, а я позади телепалась с огромной коробкой фиалок, завернутых в одеяла…
Когда я вышла замуж и осела, то моментально обросла своим хламом – тяжелыми толстыми стопками газет с моими статьями, вырезками, перешитой одеждой, трофейным ковром из послевоенной Германии (я не шучу, ковер и правда был).
Первую попытку отскочить и перестать заботиться о грудах предметов вокруг себя я предприняла ровно 8 лет назад. Глубоко беременная, я взяла больничный, плавно переходящий в очередной отпуск, немедленно переходящий в декрет. Я посмотрела на свой ковер и рабочий архив, на диван, угловой шкаф и все, что было в шкафу, и оставила это, включая зимние куртки, и переехала. И еще раз переехала.
Но это не очень помогло – накопились многочисленные аксессуары для собак, игрушки и детская одежда. Билетики, афиши, камешки, драные туристические карты из поездок. Последствия шопинга в Штатах. Поддерживать порядок среди всего этого добра было трудно, нужные вещи регулярно терялись среди ненужных, и что-то приходилось покупать заново. Когда мы переезжали из квартиры в дом три года назад, мои робкие попытки немножко расхламиться по системе “флайледи” провалились, и мы просто упаковали все, что было, и перевезли это.
Все, что спустя год осталось нераспакованным, я так и выбросила, в пакетах и коробках. Так наступил период, когда я училась выбрасывать без сожалений и боли. Я объявила вещам войну. У меня не было ресурсов заботиться о них, хранить их, тратить остатки энергии на пристрой. Поэтому я собирала очередной мешок ненужного и выносила на помойку. Исключение мы сделали только для книг – местная библиотека принимала в дар любые книги в любом состоянии, поэтому мы увезли туда несколько коробок легкого чтива.
В какой-то момент барахла стало ощутимо меньше, но все еще многовато. Тут нагрянул переезд, и я поняла – вот он, мой шанс. Я не повезу того, чем не стану пользоваться. Я не буду хранить детские вещи “для второго ребенка” – вопрос, когда, где и кем он будет. Вдруг родится девочка? Или мальчик, но в другой сезон? И все размеры не подойдут? Я читала к этому моменту кучу продвинутых минималистов и сильно прониклась их идеями. К тому же, теперь вещей и правда стало меньше, и можно было повести себя “зелено” и пристроить то, что можно пристроить.
- В итоге на летний бескаркасный бассейн за 20 минут образовалась очередь желающих – сила Фейсбука велика.
- Баул детских вещей я отправила подруге, у которой двое малышей, и они могут применить это добро прямо сейчас.
- Книги продались постепенно через Авито. Кажется, что ерунда, но Роман несколько недель обедал на вырученные от книжной распродажи деньги:). К тому же, там была часть очень специфической литературы, которая вряд ли бы “пошла по рукам” в районной библиотеке Подольска. А так эти книги купили те, кому очень нужно. Все, что осталось к моменту окончательного переезда, отправилось в библиотеку.
- Беговую дорожку мы продали на Авито за час.
- Клетки-миски-поводки и т.п. собачьи причиндалы отправились в приют.
- Одежду, которую нельзя/нет времени пристроить, я отнесла в H&M и обменяла на скидочные купоны.
Сейчас я распаковала основное на новом месте и поняла, что у меня все еще слишком много всего. Гораздо меньше, чем было, скажем, месяц или полгода назад. Но все равно перебор. Еще очень много зла от ребенка – пластилиновые скульптуры, все еще ценные драконы со сломанными крыльями, поделки из природного материала и комиксы из жизни злых птиц. Сейчас я сижу и думаю, где бы взять сканер, чтобы сканировать на родительскую память все эти художества, избавляясь от самих художеств.
А как вы боретесь с хламом и последствиями детского творчества? Поделитесь рецептами, я точно знаю, у вас их есть:).
Хороший пост, люблю такие. Мне помогает 8 месяцев в году путешествовать бэкпекером с одним рюкзаком 45 литров. Очень отрезвляет, когда тащишь все это на собственной спине 🙂
Я обожаю выбрасывать вещи, продавать их на Авито и девчачьих гаражных распродажах. Что не продалось — раздариваю родственникам или вывешиваю к помойке на забор. Через полчаса обычно уже все забирают. Часть вещей отвожу к маме, а она их пристраивает в храм. Лишнюю посуду сдавала на благотворительность, книги — в библиотеку.
А еще я мало покупаю. Например, у меня один шампунь и один бальзам. Пока не кончится, новых не завожу.
С другой стороны, у меня нет детей, что сильно облегчает дело.
Ольга, согласна! Как только представляю, что это все нужно нести на себе, сразу хочется расхламиться:). Я долго маялась, что все ненужное надо “пристроить”, оно же все хорошее, но вот прямо сейчас некогда. И потом у кого-то прочитала, что пока я считаю себя обязанной позаботиться о своем хламе, он занимает пространство и не дает мне жить нормально. С того момента выбрасывать и выносить к помойке стало очень легко. Кухонную утварь, которая не в ходу, извела полностью. Сейчас “допиливаю” детскую, там очень много замаскировалось всякого:)
Про шампунь с бальзамом – отличная мысль, спасибо!
“Очень много зла от ребенка” и от родственников, которые дарят игрушки, хотя их и так больше, чем нужно. И дом обрастает кусками яркой пластмассы, порой издающей звуки, от которых хочется застрелиться… Полина поиграла и забыла, а мне определяй, куда это барахло сплавлять, и чтоб же ж не обиделся никто((
Ох, родственники. У нас в этом плане полегче – я всех уже приучила спрашивать, что Феде подарить. Обычно это Лего, и с его мелкими деталями я готова мириться. Но куски пластмассы, мягкие игрушки и лишние книги в подарок – мы тоже прошли через все это, да.
С лего я тоже буду мириться) у нас легко и хорошо с друзьями – мы давно практикуем “коллективные” подарки и виш-листы. Тот, у кого ДР или новоселье, пишет длинный список желаемого, а у всех остальных есть выбор. Лотов в списке обычно больше, чем дарителей, так что для человека все равно остается небольшой сюрприз “а что же все-таки подарят?”. На первый ДР дочери я малость растерялась, т.к. у нее есть все необходимое, но быстро нашла выход – решила продолжать формировать детскую библиотеку. Написала список из желаемых книг, и мы все их и получили в подарок))
Отличная идея с книгами, здорово!
Прямо напрашивается пост “… способов научить родственников и друзей дарить ребенку только правильные подарки” :):):)
Если напишешь, я буду кидать этой ссылкой во всех, в кого попаду)) хотя, конечно, те, кому надо бы читать подобные посты, пройдут мимо, скорее всего.